Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Понятие об ощущениях

Тема 13. Ощущение

Структура лекции:

1. Понятие об ощущениях. Ощущения в процессе познания человеком окружающей действительности. Ощущения как физический, физиологический и психический процесс.

2. Виды ощущений. Классификация ощущений по расположению рецептора. Экстерорецептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения. Классификация ощущений по их модальности.

3. Свойства ощущений. Адаптация. Контраст. Пороги ощущений: нижний и верхний порог ощущений, дифференциальный порог ощущений. Сенсибилизация. Последовательные образы. Изменение ощущений в ходе жизни. Индивидуальные особенности ощущений. Понятие о репрезентативной системе человека.

 

Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описание чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие».

ОЩУЩЕНИЕ — познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.

Процесс ощущения связан с воздействием разнообразных свойств внешней среды (раздражителей) на органы чувств. Воспринятая информация далее обрабатывается в центральной нервной системой. При ощущении происходит отражение ОТДЕЛЬНЫХ свойств предметов (явлений): каждый орган чувства способен воспринимать только раздражители одного вида, имеющие специфические характеристики. Основная жизненная роль ощущений связана с доведением до центральной нервной системы информации о состоянии внешней и внутренней среды, что дает возможность адаптироваться и управлять поведением.

Ощущение свойственно всем животным, имеющих нервную систему. Однако в отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие. Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями.

В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.

Ощущение не есть простое отражение воздействий внешнего мира органами чувств. Важным звеном ощущений выступает ответная реакция организма на воздействие. Эта реакция носит опосредованный и активный характер. Ощущение опосредовано сознанием человека, его жизненным опытом, сформированными навыками и др.

Ощущение взаимосвязано со многими психическими явлениями. Например, накопленная при помощи органов чувств информация является необходимым условием для развития мышления. Также наблюдается прямая взаимозависимость многих ощущений с эмоциями человека (весеннее пение птиц, морской прибой, музыка часто вызывают у человека положительные эмоции).

Физиологические механизмы ощущений

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.

АНАЛИЗАТОР — нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих

на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1). Рецептор — периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информацию от действующих на организм раздражителей. РЕЦЕПТОР — специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути — участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути — участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) — участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

В общем виде возникновение ощущения можно представить в виде схемы (см. «Психология в схемах»). Ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный — находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Осознанное переживание ощущения происходит не во время восприятия раздражителя рецептором, а после поступления и обработки информации в мозге. Поэтому ощущение как психическое явления возникает на уровне деятельности мозга. При воздействии же раздражителя речь идет о физическом процессе раздражения; при формировании и передаче импульсов говорят о возбуждении как физиологическом процессе (см. «Психология в схемах»).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:642

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.