Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Характеристика некоторых общих теорий психологии

Из зарубежных психологических теорий мы рассмотрим психоанализ, бихевиоризм, когнитивное направление и гуманистическую психологию.

ПСИХОАНАЛИЗ – одна из наиболее популярных теорий в психологии, возникшая в конце 19 – начале 20 века благодаря работам австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.

В структуре психики Фрейд выделял три уровня – сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из переживаний, осознаваемых человеком в данный момент времени. По Фрейду, лишь незначительная часть психической жизни связана с этим уровнем. Уровень предсознания включает все, что не осознается человеком в данный момент времени, но может без особых усилий стать объектом осознания под влиянием воли или случайных событий. Этот уровень своего род буфер между сознание и бессознательным.

Бессознательный уровень психики – самая значимая и влиятельная часть. Он включает инстинктивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и воспоминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимает их как угрозу для своего благополучия.

Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями. Осознать это очень сложно, а если это происходит, человек как правило испытывает негативные эмоции. В то же время неосознанное проявляет себя в замаскированной или символической форме (сновидениях, оговорках, юморе и т.д.), анализ которых выступает объектом интереса для психоаналитика при психотерапии.

Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структурных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.

ИД (в пер. с лат. – «ОНО») –означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности.

Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинктами, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия и направлено на немедленную разрядку основных побуждений, главное место среди которых занимают сексуальные и агрессивные. Снятие напряжение может происходить 2 путями: рефлекторными действиями (автоматическая реакция на раздражитель) и формированием первичных процессов (т.е. образа объекта, который связан с удовлетворением потребности).

ЭГО – структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий, и принимающая на основе этого решения. Т.е. эго подчиняется принципу реальности. В отличие от ид, эго характеризуется способностью принимать рациональные решения (Фрейд говорит логическом мышлении как о вторичном процессе). СУПЕРЭГО – компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения. Данный компонент включает 2 подкомпонента: совесть и эго-идеал. Совесть связана с наказанием человека за «неправильное» поведение, а эго-идеал связан с теми устремлениями, за которые он поощряется.

Психоанализ получил широкое распространение зарубежом благодаря эффективности психотерапии, исследованию природы тревожности, механизмов психологической защиты и т.д. Однако исходные положения данной теории не раз обоснованно подвергались критике, что привело как к пересмотру самого психоанализа (взгляды К.Юнга, А. Адлера, К. Хорни и др.), так и к генерированию новых идей и созданию других, альтернативных теорий. Вместе с тем идеи Зигмунда Фрейда и по сей день захватывают ученых, что и позволяет его считать одним из величайших психологов всех времен. Кроме того, многие психотерапевтические приемы, возникшие в рамках психоанализа, получили широкое распространение в среде практических психологов и психотерапевтов.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце 19 — нач. 20 вв. и сделавшее основным предметом изучения ПОВЕДЕНИЕ организма. В рамках этого направления поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся следствием воздействия на него внешних стимулов.

Бихевиоризм попытался сделать психологию такой же объективной наукой, как естественные науки, и

следовательно, чтобы она опиралась в своих выводах на объективных методах (наблюдении и эксперименте).

Основоположником бихевиоризма считается американский исследователь Э. Торндайк. Проводя эксперименты с животными, Торндайк (1898), установил, что в рамках одной и той же проблемной ситуации определенный алгоритм поведения у животного закрепляется и протекает все более стабильно. Закрепление определенного образца поведения Торндайк назвал “запечатленнием”, а сам факт запечатления — “законом эффекта”. В ходе экспериментов Торндайк строил т.н. “кривые научения”; в которых учитывалось время, необходимое животному для запечатления.

Другим основоположником бихевиоризма выступил Джон Уотсон. (ему же принадлежит и сам термин “бихевиоризм”). Основные принципы теории были впервые изложены Уотсоном в программной статье “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913). В ней Уотсон заявил о необходимости устранения субъективного фактора (наблюдателя-интерпретатора) из процесса научного исследования психических явлений и, соответственно, о недопустимости применения метода интроспекции в научной психологии. Объективная научная психология, с т. зр. Уотсона, не может быть наукой о сознании (как считалось прежде); ее предметом должно быть объективно наблюдаемое и беспристрастно фиксируемое поведение, причем, рассматривая вне поля исследований сознание, признается отсутствие различий между поведением человека и животного. Соответственно, результаты, полученные в экспериментах с животными механически переносились и на интерпретацию поведения человека.

Основная задача психологии, по Уотсону, должна быть связана с изучением формирования устойчивых связей между конкретными стимулами и реакциями. На основе этого считалось возможным точное предсказание поведения и, в идеале, моделирование желательного поведения людей посредством целенаправленного введения

необходимых для этого условий (стимулов). Впоследствии Уотсон изучал особенности образования условных реакций (т.е. обусловливания) детей. Суть процесса обусловливания, или научения, как процесса приобретения живым существом необходимых адаптивных реакций, состояла, с его точки зрения, в том, что “стимулы, первоначально не вызывавшие каких-либо реакций, могут впоследствии вызвать ее”. Индивидуальный опыт в концепции Уотсона сводился к образованию условных связей между стимулами и реакциями; научение же понималось как усиление одних связей и ослабление других. Уотсоном пришел к выводу, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

В дельнейшем изучение процессов обусловливания и научения связано с работами К. Халла, Э. Гатри, Б. Скиннера, Э. Толмена и др.). Критика многочисленных положений бихевиоризма потребовала его значительной модернизации. Одним из основных объектов критики была недостаточность упрощенной схемы “стимул-реакция” для анализа поведения. Попытки усовершенствования классической бихевиористской модели дали жизнь многочисленным необихевиористским концепциям, одной из первых среди которых была теория промежуточных переменных Толмена. Толмен считал наивной и упрощенной схему “S —> R” с ее однозначными и устойчивыми связями Стимул Толмен назвал “независимой переменной”, реакцию — “зависимой переменной”; между ними он расположил систему внутренних процессов, которую назвал “промежуточными переменными”. Это прежде всего процессы когнитивного характера (ориентация на цель, отношение к объектам как к средствам, выбор целей и средств для достижения целей); эти процессы являются целевыми и когнитивными детерминантами поведения, и именно ими, с точки зрения Толмена, объясняются гибкость и вариативность реакций на один и тот же стимул.

Один из наиболее известных представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннер выступил с критикой в адрес необихевиористов за их попытку существенно пересмотреть основы теории. В своих работах он еще раз пытается доказать, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение, нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Подход Скиннера назван теорией оперантного научения. Скиннер выделяет два типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремиться повториться, в то время как в случает негативного результата эта реакция стремится не повторяться.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из популярных направлений зарубежной психологии, возникшее в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. как ответ на бихевиоризм, отрицавшего роль внутренней организации психических процессов.

Основополагающей идеей всех когнитивных теорий выступает положение о решающем значении когниций («знаний» в широком смысле) в определении психической жизни человека. В такой трактовке к когнитивному направлению относятся взгляды многих ученых (С. Стернберга, Р. Аткинсона, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и др.). В рамках данного подхода изучаются вопросы организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности {Дж. Келли, М. Махони).

Особую популярность получили когнитивные теории Жана Пиаже, Джерома Брунера, Джорджа Келли. Швейцарский ученый Жан ПИАЖЕ в основе психической жизни индивида видел развитие интеллекта. Он разработал концепцию стадиального развития психики. Пришел к выводу, что этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит человек в формировании все более адекватной схемы картины мира. Основой этой схемы как раз и является интеллект. В основе подхода Джерома БРУНЕРА также лежит представление, что психическое развитие человека обусловлено развитие его познавательной сферы. При этом утверждается, что познание мира – это активный процесс. Ученый выделяет различные уровни познавательной деятельности – от наглядного восприятия и двигательной активности до формирования понятийного мышления. Последнее формируется благодаря речи. такого перехода к символическому представлению служит речь. Ученый также указывает, что развитие познавательных процессов необходимо рассматривать в связи с культурой общества.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.

В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты:

* человек должен изучаться в своей целостности;

* все исследования должны учитывать уникального каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

* каждый человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;

* человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожденных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы.

К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла.

Во многом гуманистическая психология противостоит теориям, которые признают решающую роль тех сил, которыми человек не управляет. В противоположность этому гуманисты считают, что человек обладает внутренними ресурсами, чтобы быть ответственным за свою судьбу.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве “третьей силы” (по словам А. Маслоу) бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное, приспособительное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания жизни.

Центральной темой в работах Абрахама Маслоу выступает самоактуализация человека. Ученый определяет самоактуализацию как полное использование человеком своих способностей, возможностей, дарований. Маслоу считает, что "Я" индивида, его ядро составляют собственные вкусы, ценности и цели. «Чтобы самоактуализироваться, то есть привносить в действительность "себя", свое "Я", важно понимать свою внутреннюю природу и действовать в согласии с нею». Самоактуализирующимся людям, по мнению А. Маслоу, в большей степени присуща так называемая мотивация, связанная с более высокими потребностями и часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то "вне себя". Маслоу считает, что «чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благополучия, как безопасность, любовь и самоуважение».

Гуманисты говорят о внутренней свободе человека. Человек может быть свободным, если он сможет осознать, что ключ его внутренней свободы связан с осуществлением осознанных и ответственных решений, с выбором в любой значимой жизненной ситуации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая в советской науке и рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т.д.).

Основные принципы деятельностного подхода:

* принципы развития и историзма;

* предметности;

* активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;

* интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

* единства строения внешней и внутренней деятельности;

* системного анализа психики;

* зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

На основе этих принципов выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической и т. п.)

На основе предложенной А.Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) (см. «Психология в схемах»), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель—условие), изучался широкий круг психических явлений .

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД – направление в отечественной психологии, сторонники которого считают основной категорией психологии категорию субъекта деятельности и всей жизни.

Разработка и введение данного подхода в психологию связано прежде всего с известным советским психологом С.Л. Рубинштейном. Он обосновал позицию, согласно которой человек «связывает» все аспекты своего жизненного пути и выступает активным «строителем» всей своей жизни. Т.о., в основе подхода Рубинштейна, лежит идея об индивидуально активном человеке, т. е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Акцентирование внимание на том, что человек может и должен принимать решения в отношении всех аспектов своей жизни и позволяет говорить о личности как о субъекте, а не объекте независимых от нее воздействий (внешних или внутренних).

В дальнейшем субъектный подход получил развитие в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой и др. Так автор комплексного подхода Б.Г. Ананьев отмечал, что внутренний план и жизненные программы поведения человека определяются не только и не столько социальными статусами и ролями, сколько позицией самого человека.

Большой вклад в развитие субъектного подхода внесла К.А. Абульханова-Славская. В своих работах она убедительно показывает, что у человека достаточно ресурсов для организации своей жизни в соответствии со своими интересами, ценностями, стратегиями и для максимального развития своих потенций. Она считает, что личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути. Она выступает субъектом жизни, т.е. ее организатором и в этом проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. «Индивидуальность — это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы как якобы независимой от человека. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни»). Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной».

Таким образом, сторонники субъектного подхода доказывают, что человек обладает всеми ресурсами, для того чтобы выступать не пассивным объектом для восприятия воздействий, а активным субъектом своей жизни. В этом позиция данного подхода во многом созвучна основным идеям теорий гуманистической психологии.

 

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:528

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.