Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Мышление как процесс решения задач

В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве.

При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространстве идет не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определенного, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Процесс решения задач (на примере шахматных) был представлен лауреатом Нобелевской премии психологом Г. Саймоном (1960 г.).

В отечественной психологии мышление как процесс решения задач изучался рядом ученых: Я.А. Пономаревым, А.В. Брушлинским и др.

ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:

1) понимание - раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;

2) решение проблем, задач;

3) целеобразование – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;

4) рефлексию - осознание субъектом своих внутренних действий.

Понимание - это (в общепринятом смысле) своеобразный результат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет.

Рефлексия (лат. reflexio - отражение)- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

 

МЕХАНИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ

Функционирование мышления связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Современные исследования мышления при решении испытуемыми различных задач показали, что в этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют различные связи. Основным признаком организации корковых связей является их конвергенция (стремление к соединению) к определенным центрам - фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставляется с информацией из долговременной памяти и сигналами, приходящим и из мотивационных центров, и перекодируется определенны мобразом (информационный синтез). На основе происходящего в фокусе сопоставления и достигается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно все это переживается как процессе думания и нахождение ответа.

Конвергенция (в нейропсихологии) - соединение нескольких нервных отростков одного нейрона, нервного пути или нервного центра.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий:

1. Ассоциативная

2. Бихевиаризм

3. Вюрцбурская

4. Функциональная

5. Гештальтпсихология

6. Психоаналитическая

7. Деятельностная

8. Генетическая

9. Информационно-кибернетическая

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

В науке известны многочисленные виды мышления. Единой классификации не существует. Представим классификацию наиболее часто встречающихся видов:

1) по характеру решаемых задач – теоретическое и практическое;

2) по степени развернутости и осознанности - дискурсивное и интуитивное;

3) по степени новизны и оригинальности – репродуктивное и продуктивное (творческое);

4) по числу участников - индивидуальное и коллективное мышление.

Мышление теоретическое - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную формы мышления.

Теоретическое образное мышление использует для решения задач не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы.

Теоретическое понятийное мышление обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Мышление практическое - вид мышления, направленный на решение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез, решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Это мышление обычно осуществляется при дефиците времени и при ограниченной возможности проверки. Используются в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и наглядно-образная формы.

Мышление дискурсивное - аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.

Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции.

Интуиция - способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Мышление репродуктивное - вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу.

Мышление творческое (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики).

В психологии используется и другой термин для обозначения творческого мышления - креативность.

Креативность (от англ. to create - творить, создавать) - творческость. Креативность отлична от интеллекта и является сложным интегральным явлением (A.M. Матюшкин, Я.П. Пономарев). Один из первых исследователей творческого мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:

1) оригинальность, необычность идей;

2) семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зрения;

3) образная гибкость - способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны;

4) способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации.

К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К. Тейлор, К. Кокс, А.М. Матюшкин и др.): толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др.

Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Креативность отличается оригинальностью, то есть необычностью и новизной идей.

Мышление индивидуальное - мышление отдельного индивида.

Мышление коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач. Опыт решения сложных мыслительных задач показал, что при современном уровне цивилизации, вероятность появления многогранных гениев ранга Леонардо да Винчи, равна нулю. Отсюда актуальной становится задача развития коллективного мышления.

В настоящее время научным сообществом уже осознана мысль, что социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимосвязанными процессами (В.В. Рубцов). В ходе совместного решения задач возникают различного рода феномены: выдвигаются и сменяются лидеры; возникают кооперации, индивидуализм по отношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственного мышления участниками; принятие или неприятие позиции партнера; доминируют субъектно-объектные отношения; иначе решение затрудняется.

В практической психологии давно разработаны различные формы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика.

Мозговой штурм - впервые использовался А. Осборном. Участвуют две группы: 1-я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипотезы тут же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчивается.

Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипотезы и «вычерпывают» подходящие. Так в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано.

Синектика - технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синектика - это метод диалога (сократовская маевка).

Здесь используются определенные принципы:

1) свободный обмен мнениями (все равноправны);

2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;

3) шутка как способ активизации мышления.

Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:

1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;

2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;

3) дайте в двух словах определение сути задачи;

4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.

В практической психологии используются специфические виды мышления.

Мышление реалистическое - мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами.

Мышление аутическое - мышление, связанное с реализацией желаний, желаемое выдается за действительное.

Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером.

Мышление саногенное - основанное на философии обыденной жизни (Ю.М. Орлов)

Мышление патогенное - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В современной науке существуют различные подходы к пониманию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:

1) сенсомоторного интеллекта (1 - 2 года). Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;

2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит развитие речи и наглядных представлений. В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предметов по случайным и второстепенным признакам, трудности принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.

Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);

3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В=С, то А=С; и А + В = В + А ) . Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация).

Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.

4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать.

В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мышление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее.

Интериоризация включает пять этапов:

1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;

2-й этап - предметного действия;

3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;

4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;

5-й этап - действия во внутреннем плане.

Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.

НАРУШЕНИЯ

Б.В. Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре группы:

1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.);

2) нарушение личностного компонента мышления (снижение критичности, целенаправленности и др.);

3) нарушение динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления);

4) нарушение саморегуляции познавательной деятельности (невозможность организации мышления).

Клинические исследования указывают на большое разнообразие патологических нарушений мышления.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные особенности мышления выделены З.И. Калмыковой.

Быстрота - скорость принятия решения и решения задачи.

Гибкость - умение находить пути решения задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства).

Глубина - способность анализировать, сравнивать, находить существенное.

Доказательность - умение обоснованно, аргументированно мыслить, вскрывая причины явлений, объяснять их с научной точки зрения.

Критичность - объективная оценка других и себя.

Логичность - умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления.

Пытливость (любознательность) - потребность всегда искать наилучшее решение.

Самостоятельность - умение использовать общественный опыт, независимость от мнения других, явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается.

В зависимости от преобладающей функции левого или правого полушария люди делятся на два типа:

тип интуитивный - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

тип мыслительный - ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

 

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:978

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.