Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тестирование и теория измерений

Разновидностью процедуры измерения свойств объекта является психологическое тестирование.

С теоретической точки зрения тестирование состоит из двух основных компонентов: собственно тестирования — взаимодействия испытуемого с тестом и интерпретации — взаимодействия данных (индикаторов) испытуемого с совокупностью данных.

В зависимости от того, с какими свойствами и индикаторами имеет дело исследователь на множестве испытуемых (определяется природой свойства) или индикаторов (определяется описанием поведения и заданий), получаются разные модели теста. Если свойство не определено, то рассматривается отношение различия на множестве людей. Это отношение порождает новый класс объектов. Такой тест выявляет меру сходства каждого человека с «человеком-эталоном».

Если свойство определено качественно, то оно рассматривается как точечное, что позволяет ограничить класс объектов— выделить людей, обладающих этим свойством, и людей, не обладающих им. В этом случае тест позволяет произвести дихотомическую классификацию.

Если свойство линейное или многомерное, то можно выявить величину свойства, характеризующую каждого чело века. Тест позволяет измерить свойство количественно.

Кумулятивно-аддитивная модель теста предложена немецким психологом К. Левиным, который понимал поведение как функцию личности и ситуации. В тесте решается задача восстановить свойство личности по поведению в ситуации, Ситуацией является пункт теста, а поведением — ответ испытуемого. Таким образом, каждый индикатор свойства есть соединение поведения и ситуации. Тем самым личность является производным от совокупности индикаторов. Процедура обнаружения свойств, к которой сводится тестовое измерение, завершается выводом суммарного балла. «Сырой» балл считается оценкой, характеризующей испытуемого.

Кумулятивную гипотезу проверяют путем корреляции результатов применения различных методик. При наличии высокого положительного коэффициента линейной корреляции результатов кумулятивно-аддитивная модель принимается для обработки данных личного опросника.

Вероятностная модель теста. Критическую оценку приме нения кумулятивно-адцитивной модели дал швейцарский психолог Р. Мейли. Он полагал, что тесты измеряют только вероятность наличия у испытуемого того или иного психологического свойства, а не его интенсивность. По мнению В.Н. Дружинина, критика, с которой выступает Р. Мейли, носит только качественный характер и не имеет математического или эмпирического обоснования С позиции обобщенной модели основное требование к тесту заключается в том, чтобы процедуры измерения и интерпретации были тождественны.

 

Контрольные вопросы к теме 7.

1. Какие основные процедуры психологического измерения вы знаете?

2. Какие типы шкал измерения выделяют в экспериментальной психологии?

3. Назовите виды измерительных шкал и дайте их характеристику.

4. Какие разновидности процедуры измерения свойств объекта выделяют в психологическом тестирование?

Литература

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – С.-П.: Питер, 2000.

2. Тард Г. Мнение и толпа. Психология толпы. – М.: КСП+, 1998.

3. Фулье А. Психология французского народа. Революционный невроз. – М.: КСП+, 1998.

 

Тема 8.

Интерпретация и предоставление результатов

Учебные вопросы

1. Общие подходы к изложению результатов исследования

2. Структура и оформление результатов экспериментального психологического исследования

3. Общие правила оформления научной работы

4. Анализ, преставление и интерпретация результатов экспериментального исследования, формулировка выводов

5. Ссылки на таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки в тексте

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:666

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.