Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

МЫШЛЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие - это целостное отражение психики человека, предметов и явлений объективного мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Виды

- зрительные

- слуховые

- осязательные (тактильные)

- обонятельные

- вкусовые

Свойства

1) целостность – восприятие это всегда целостный образ предмета, и он складывается на основе обобщения информации, полученной от отдельных ощущений

2) предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело

3) обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов

4) константность – относительное постоянство восприятия образа (постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предмета при изменении расстояния, ракурса, освещенности)

5) осмысленность – связь восприятия с процессом мышления

6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия

7) апперцепция – зависимость В. от прошлого опыта, от особенностей психики человека

 

Виды восприятия:

I. Восприятие предметов и явлений окружающего мира.

II. Человека человеком

III. Времени

IV. Движений

V. Пространства

VI. Видов деятельности

По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

Иллюзия восприятия. Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительности. Наиболее изучены зрительные иллюзии.

 

 

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление это процесс обдумывания. А интеллект - это возможность, способность к мышлению. Т.е. мышление - реализация интеллекта.

 

Логические формы мышления:

I. Понятие

II. Суждение

III. Умозаключение

Понятие - это мысль, в которой отражаются общие существенные отличительные признаки предметов и деятельности. Понятия могут быть простые и сложные. Простые - это те, которые характеризуются простым признаком. Сложные - те, которые характеризуются несколькими свойствами.

Допонятийная (до 5 лет) - первая стадия становления мышления.

Понятийное мышление (с 5 лет), формируется окончательно к 16-17 годам.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Суждения могут быть истинными и ложными. Также они могут быть общими, частными и единичными. Суждения могут образовываться двумя способами:

• непосредственно - в них отражают то, что воспринимается

• Опосредованно - когда путем умозаключений, рассуждений выводится что-то новое.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключению можно прийти тремя методами:

• Индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.

• Дедукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.

• Аналогия - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

 

Мыслительные операции:

I. Анализ

II. Синтез

III. Сравнение

IV. Обобщение

V. Абстракция

VI. Конкретизация

VII. Классификация или систематизация

Анализ - это мысленное разделение целостной структуры целого на части, которые составляют это целое.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частей и признаков в целое.

Анализ и синтез противоположные операции, и они часто используются в процессе сравнения.

Сравнение - установление отношений сходства и различия. Должны восприниматься два предмета при непосредственном сравнении. При опосредованном сравнении мы сравниваем путем умозаключения.

Обобщение - отражение общего на основе объединения сущностных свойств или сходства.

Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Классификация или систематизация - мысленное разделение предметов и явлений по группам или подгруппам.

 

Особенности мыслительных операций:

I. Обобщенные отражения действительности

II. Опосредованное познание объективной реальности

III. Решение поставленных задач

IV. Мышление связано с речью

 

Виды мышления

По форме:

I. Наглядно действенные

II. Наглядно образные

III. Абстрактно логическое (словесно логическое)

По характеру:

I. Теоретическое

II. Практическое

По степени развернутости решаемых задач:

I. Дискурсивные (умозаключающие)

II. Интуитивные (мгновенные, характеризующиеся минимальной осознанностью)

 

По степени новизны:

I. Репродуктивные

II. Продуктивные

 

Качества мышления

I. Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения самостоятельно, не прибегая к помощи других.

II. Инициативность - постоянное стремление искать и находить пути и средства разрешения задачи.

III. Глубина - способность проникать в суть вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

IV. Широта - способность видеть проблему разносторонне во взаимосвязи с другими явлениями.

V. Быстрота - скорость решения задач, легкость воспроизведения идей.

VI. Оригинальность - способность воспроизводить новые идеи, отличные от общепринятых.

VII. Критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

 

Этапы перехода от допонятийного к понятийному мышлению по Выготскому "Мышление и речь".

1 этап. 2-3 года. При просьбе положить рядом похожие предметы, дети складывают любые, которые находятся рядом. Это называется синкретизм.

2 этап. 4-6 лет. Дети используют объективные сходства двух предметов, но третий может быть похож на один из двух - цепочка попарного сходства.

3 этап. 7-10 лет. Дети правильно объединяют по сходству все предметы в группу, но не могут объяснить по каким свойствам так сделали, они не могут назвать признаки, объединяющие группу.

4 этап. 11-14 лет. Появляется понятийное мышление, но оно еще несовершенно, т.к. понятия опираются на житейский опыт, и дети не владеют системой научных понятий.

5 этап. После 15 лет формируется понятийное мышление. Оно основано на теоретических понятиях, которое позволяет выйти за пределы собственного опыта. Появляется важнейший элемент понятийного мышления - умозаключение.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:476

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.