Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Этапы работы с пациентом

 

Первая психотерапевтическая беседа с острым кризисным пациентом имеет решающее значение в предотвращении дальнейшего кризиса. Она скла­дывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу и определенный спектр терапевтических приемов. Их последовательность особенно важна, поскольку переход к очередному этапу помощи без завершения предыдущего ведет к нарастанию чрезмерных требо­ваний к пациенту, усиливает тем самым чувство его несостоятельности, снижает самооценку и, соответственно, усиливает суицидальный риск.

1) Главная задача начального этапа беседы —установления контакта — убедить пациента в эмоциональном принятии и сочувствии, а также в облада­нии необходимыми профессиональными знаниями и жизненным опытом. Необходимо обеспечить клиенту вентиляцию чувств, принять его злость и го­товность к манипулятивным действиям.

Как правило, на данном этапе пациент может раскрыть свои суицидальные переживания, что уменьшает вероятность совершения попытки самоубийства — прием вербализации суицидальных переживаний.

Терапевт должен продемон­стрировать признание страданий пациента, со всей серьезностью относясь к его чувствам и проблемам, после чего можно заявить: «Тот факт, что вы позвонили мне и обсуждаете тему самоубийства, ясно говорит, что вам плохо и вам нужна помощь. Теперь, когда я это знаю, нет нужды причинять себе вред, давайте лучше обсудим, как вам помочь».

В процессе беседы проводится исследование суицидального риска; для этого позвонившего спрашивают, собирается ли он совершить суицид, готов ли у него план, имеется ли доступ к средствам самоубийства. Риск повышается, если абонент находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и существенно уменьшается, если он готов заключить договор об отказе от самоубийства. Заключение договора завершает первый этап работы.

 

2) Второй этап направлен на интеллектуальное овладение ситуацией.

Терапевт, сочувственно выслушивая обратившегося, уменьшает эмоцио­нальную напряженность; задавая соответствующие вопросы, формирует в сознании пациента объективную и последовательную картину психотрав-мирующей ситуации в ее развитии — прием структурирования ситуации.

Во многих случаях у обратившихся имеется представление об уникальности их ситуации, страданий, личностных особенностей и ошибочных действий. Терапевт должен тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации и пережи­вания встречаются достаточно часто — прием преодоления исключительности ситуации. Раскрывая последовательность ситуации, терапевт показывает ее связь с предшествующими событиями и, следовательно, возможность ее изменения — прием включения в контекст жизненного пути.

Обратившиеся часто считают, что критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях терапевт подчеркивает, что у абонента есть время на обдумывание и принятие адекват­ного решения — прием снятия остроты ситуации.

Рассказывая о своем жизненном пути, пациент сообщает о своих трудностях, которые ему удава­лось преодолевать, о своих достижениях и психологических возможностях. Терапевт тактично подчеркивает эти позитивные механизмы, являющиеся мощным, но не всегда осознанным антисуицидальным фактором — прием терапии успехами и достижениями.

Кроме того, на протяжении второго этапа беседы используются следующие психотерапевтические приемы.

· Повторение содержания высказывания: абонен­ту сообщается, что его внимательно слушают и правильно понимают. Прием позволяет пациенту уточнить или переформулировать свои высказывания.

· Отражение и разделение эмоций: терапевт высказывает сочувственное разделе­ние таких суицидоопасных переживаний, как отчаяние, тревога, горе, чувства стыда, обиды и унижения. Прием стимулирует более открытое проявление эмоций, особенно показан при тоске, подавленности.

· Поиск источников эмоций: абоненту предлагается установить непосредственные причины своего эмоцио­нального состояния с помощью вопросов типа: «Что именно в этой ситуации вас так ранит?» Прием помогает пациенту осознать связь между поступками значимого другого и собственными эмоциями.

Второй этап беседы можно считать завершенным, когда терапевт, обоб­щив всю полученную информацию, высказывает точную формулировку переживаемой пациентом ситуации — прием формулировки ситуации. Ука­занный прием помогает пациенту рационализировать происходящее, интел­лектуально овладеть ситуацией и реалистически принять ее. Кроме того, благодаря данному приему, пациент знает, что его проблема понята другим человеком, что уменьшает переживания одиночества и безвыходности.

 

3) Третий этаппланирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации.

Основываясь на достигнутом ранее интеллектуаль­ном овладении и реалистическом принятии ситуации, пациент подводится к осознанию того, какое разрешение ситуации наиболее для него прием­лемо — прием идентификации целей.

На этом этапе некоторые пациенты пытаются уйти от сути проблемы к обсуждению своего состояния, в этом случае терапевту необходимо вернуть абонента к обсуждению конкретных планов — прием фокусирования на ситуации.

Специфическими психотерапевтическими приемами данного этапа являются интерпретация, планирование и удержание паузы.

1. Интерпретация: терапевт высказывает гипотезы о возможных способах разрешения ситуации.

2. Планирование: побуждение пациента к вербальному оформлению планов предстоящей деятельности.

3. Удержание паузы: молчание терапевта имеет целью предоставить пациенту возможность проявить инициативу, стимули­ровать вербализацию разрабатываемых им планов поведения.

 

4) Четвертый этапкоррекция суицидальных установок абонента. Обязательным является убеждение пациента в следующем:

- Тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, — это временное состояние, в процессе терапии оно улуч­шится; другие люди в аналогичных обстоятельствах чувствовали себя так же тяжело, но потом их состояние полностью нормализовалось.

- Жизнь пациента нужна его родным, близким, друзьям; его уход из жизни станет для них тяжелейшей травмой.

- Каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решать этот вопрос лучше после восстановления душевного равновесия.

При этом необходимо стимулировать воображение пациента перспек­тивами оптимистического будущего — терапия апперцепцией. Этот прием требует от терапевта умения «рисовать словами», не столько рассказывать о будущем, сколько его «показывать».

У многих потенциальных суицидентов обнаруживаются представления о всемогуществе суицида как средства воздействия на значимого другого. Эта суицидогенная установка корригируется следующим образом. Терапевт пытается понять, что именно хочет сообщить значимому другому пациент своей попыткой самоубийства, и совместно с пациентом разрабатывает иной способ донесения до партнера этого сообщения.

 

Завершение терапии, как правило, вызывает у пациентов тревогу, которую необходимо разделить; следует укрепить уверенность пациента в своих силах и обсудить, каким образом опыт разрешения данной кризисной проблемы будет полезен ему для преодоления жизненных трудностей в будущем.

 

А.Н. Моховиков указывает на запрещенные приемы телефонного консультирования.

· Высказывания-решения, перекладывающие ответствен­ность с абонента на консультанта: 1) указания, приказы, направления; 2) пред­упреждения, угрозы, убеждения; 3) морализирование, поучения, наставления; 4) советы, предложения, решения; 5) убеждение путем спора, инструктиро­вание, лекции.

· Высказывания, снижающие самооценку собеседника: 1) осуждение, критика, несогласие, обвинение; 2) чрезмерное восхваление, манипулятивное согласие, лицемерное одобрение, обещание награды; 3) высмеивание, стремление при­стыдить; 4) интерпретация, анализ, постановка диагноза; 5) разубеждение, формальное утешение, поддержка как «заговаривание зубов»; 6) рассле­дование, допрашивание.

· Высказывание отрицания с целью снизить значение переживаний або­нента: уход от проблемы, отвлечения, насмешка.

 

Автор приводит также основания для прекращения беседы. Это может быть полезным, когда абонент:

· предпочитает вести беседу с консультантом определенного пола;

· настойчиво интересуется личностью или деталями жизни консультанта;

· требует наставлений;

· настаивает на встрече с консуль­тантом или просит перезвонить ему;

· на множество предложенных консуль­тантом решений и альтернатив реагирует по типу «да, но...»;

· рассказывает различные истории или болтает о мелочах;

· просит: «Подождите, пока я...»;

· все время повторяется;

· ждет гарантий или стремится переложить всю ответ­ственность на консультанта;

· когда консультант исчерпал все свои внутренние резервы и нуждается в завершении разговора.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1621

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.