Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Виды обучения и их характеристика

Исторически первым известным видом систематического обучения является применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метода сократической беседы. Учитель постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания.

Первый вид коллективной организации познавательной деятельности - догматическое обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида обучения был отрыв формы от содержания.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили.

В начале 20-х гг. XX столетия в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения - самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.).

Общим в разных подходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. По завершении этапов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.

Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение. Его методологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б.Скинер). Механически перенеся ее на человека, Б.Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1) подача информации небольшими порциями;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Четвертый пункт может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным или разветвленным. В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации (кадрами, битами, дозами, шагами), которые подлежат усвоению, по единой схеме, в одном направлении: А1--А2--А3--А4-- и т.д. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального способа продвижения по пути познания в зависимости от уровня подготовленности.

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляются с использованием специальных средств, т.е. программированных пособий разного вида и обучающих машин. К пособиям относятся программированные учебники, программированные сборники упражнений и задач, контрольные задания тестового типа, программированные дополнения к обычному учебнику. К техническим средствам программированного обучения относятся обучающие машины для подачи учебной информации, машины-репетиторы, машины-контролеры.

Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой, как и программирование, кибернетический подход (Л.Н.Ланда).

Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например, как решать задачу, как произвести грамматический разбор предложения и т.п. Научно обоснованный алгоритм характеризуют следующие черты: детерминированность (решение по алгоритму строго направленно, полностью управляемо, не допускает произвольных действий); массовость (в качестве исходных данных берется большое количество заданий); результативность (направлены на получение фиксированного результата).

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. разделения ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:

- выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;

- выделить сами обучающие действия;

- определить способ связи обучающих и учебных действий.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом, вооружает учащихся средствами управления своими мыслительными и практическими действиями. Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением сети частных, в значительной мере элитарных, школ, обусловливают становление как самостоятельного вида дифференцированного и индивидуального обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

План:

1. Понятие содержания образования.

2. Компоненты содержания образования.

3. Теории организации содержания образования.

4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

5. Государственный образовательный стандарт.

 

Понятие содержания образования.В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития.

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содер­жание образования определяется как совокупность система­тизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы (Педагогический словарь. - М., 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к оп­ределению сущности содержания образования.

При знаниево-ориентированном подходе к содер­жанию образования знания выступают абсолютной ценно­стью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образо­вания все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования.

При личностно-ориентированном подходе к сущности содер­жания образования абсолютной ценностью являются не отчуж­денные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспе­чивает свободу выбора содержания образования с целью удовле­творения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности са­мореализации в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования на­правлено на развитие природных особенностей человека (здо­ровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже­ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, соци­альных и культурных начал осуществляется в контексте обще­человеческих, национальных и региональных ценностей.

Смена подходов к сущности содержания образования пока­зывает, что содержание образования имеет исторический ха­рактер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требова­ний жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и содержание образования.

2. Основные компоненты содержания образования.Понятие содержания образования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельно­сти, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности.Этот компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, спо­собах деятельности, усвоение которых обеспечивает формиро­вание в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

Знания - это отражения свойств вещей, предметов и явлений действительности, перерабо­танные в категориях человеческого опыта.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Знания о способах осуществления деятельности содер­жатся уже в первом компоненте содержания общего образо­вания и базовой культуры личности. Но одних знаний недос­таточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством.

Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных пред­метов (составить план, выделить существенное, сравнить, сде­лать выводы и т.п.) и специфическими,формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные:конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п.

Опыт творческой деятельности. Этот компонент содер­жания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску реше­ний новых проблем, к творческому преобразованию дейст­вительности.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую си­туацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение структуры объекта и его новой функции;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

-нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

- построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных способов.

Черты творческой деятельности проявляются не одновре­менно при решении той или иной проблемы, а в различном со­четании и с разной силой. В самом характере творческой дея­тельности заключена та особенность содержания данного эле­мента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для осуществления ее процедуры нельзя указать систему дей­ствий. Эти системы создаются самим индивидом.

Опыт отношений личности. Данный компонент представ­ляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоциональ­но-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценоч­ном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Культура чувств - особый феномен, являющийся следстви­ем социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формиро­вания системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и ми­ровоззрения личности.

Все компоненты содержания общего образования и базо­вой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на ос­нове определенных знаний и умений, воспитанность предпо­лагает знание о той действительности, к которой устанавли­вается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенче­ские навыки и умения.

3. Теории организации содержания образования. Наибольшую популярность приобрели две теории - матери­ального и формального образования. Сторонники материально­го образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энцик­лопедически образованным.

Приверженцами материального образования были многие из­вестные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была при­нята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет она своих сторонников и сегодня. Возрождаемые по типу дореволю­ционных современные гимназии во многом копируют классичес­кую структуру учебных предметов. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки, в числе которых — слабая связь между курсами, переполненны­ми учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, неред­ко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сто­ронники дидактического формализма придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает. На этих позициях стоя­ли древнегреческий философ Гераклит, древнеримский правовед Цицерон, немецкий философ И. Кант, а также педагог А. Дистервег, рекомендовавший учить воспитанников мыслить, «...а ос­тальное, т.е. знания, придут к ним в процессе роста». И. Гербарт, Г. Спенсер также были сторонниками дидактического формализма, их позиции в настоящее время нашли подкреп­ление в исследованиях известного психолога Ж. Пиаже. Не­сомненная заслуга дидактического формализма в том, что его сторонники обращали внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внима­ния, памяти, мышления. Слабость их позиции в том, что сред­ством для развития этих качеств они избрали «инструменталь­ные предметы» - языки, математику, физику, недооценивая роль гуманитарных наук в формировании всесторонне образован­ной личности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятель­ности ученика, который должен заниматься теми видами дея­тельности, которые позволили цивилизации выйти на современ­ный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т.д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего ха­рактера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние, как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

В педагогической теории и практике при отборе содержания образования принято ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип соответствия содержания образования требо­ваниям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной сто­роны обучения. Он предполагает учет особенностей конкрет­ного учебного процесса. Это означает, что при отборе содер­жания образования необходимо учитывать принципы и тех­нологии передачи материала, уровни его усвоения и связан­ные с этим действия.

3. Принцип структурного единства содержания образова­ния на разных уровнях его формирования предполагает согла­сованность таких составляющих, как теоретическое представ­ление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творче­ского и практического освоения школьниками общечеловече­ской культуры.

Это говорит о том, что современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гу­манитарной культуры личности, характеризующей ее внут­реннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в сози­дательной практической деятельности. Гуманитарная культу­ра - это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство воо­ружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принципы гуманизации и фундаментализации содержа­ния общего образования вызвали к жизни становление и та­кого принципа, как соответствие основных компонентов со­держания общего образования структуре базовой культуры личности. Эти компоненты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт твор­чества и опыт отношений личности.

Государственный образовательный стандарт. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью соз­дания единого в стране педагогического пространства, благо­даря которому будет обеспечен единый уровень общего обра­зования, получаемого молодыми людьми в разных типах об­разовательных учреждений.

Основное на­значение стандартов состоит в такой организации и регулиро­вании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Под стандартом образования понимается система основ­ных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы об­разования по достижению этого идеала.

В нашей стране стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определен­ной части Закона «Об образовании». Он развивает и конкре­тизирует такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма предъявления, указывает методы и способы измерения и интерпретации результатов обучения.

В Законе «Об образовании» предусмотрено, что государ­ственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же со­держания образования сверх этой нормы находится в компе­тенции регионов и образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-регио­нальный и школьный.

Федеральный уровеньопределяет те нормативы, соблюде­ние которых обеспечивает единство педагогического про­странства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровеньсодержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компе­тенции регионов и учреждений образования.

Школьный уровеньопределяет само образовательное уч­реждение. Однако в стандарте указан объем содержания обра­зования, отражающего специфику и направленность отдель­ного образовательного учреждения.

На основе стандарта образования могут быть разработа­ны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения. В практике общего среднего образования используется не­сколько типов учебных планов: базисный, типовой и собст­венно учебный план школы.

Базисный учебный планобщеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являю­щийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки ти­повых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы со­ставляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Это тот реальный план, по которому работает данная конкретная школа. Причем в каждой школе эти учебные пла­ны могут быть разными. Существует два типа учебных пла­нов школы:

- собственно учебный план школы, разрабатываемый на ос­нове государственного базисного учебного плана на длитель­ный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

- рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом теку­щих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В учебных планах, как и в государственном стандарте об­щего среднего образования, выделяются федеральный, нацио­нально-региональный и школьный уровни.

На федеральном уровне обеспечивается единство школь­ного образования в стране, включающее в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично такие области, как окружающий мир, искусство, трудовая подготовка. В этих областях выде­ляются учебные курсы общекультурного и общенациональ­ного значения.

Национально-региональный уровень обеспечивает потребно­сти и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объ­еме такие образовательные области, как родной язык и лите­ратура, второй язык, и частично учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

По желанию школа может уже в I-IV классах приступить к обучению учащихся второму языку. Для школ с нерусским языком вторым языком является русский, для школ с русским языком обучения - национальный язык той республики, где находится школа, для русских школ, находящихся в русско­язычном регионе, - иностранный. На изучение этих языков необходимо использовать часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального уровней находят отражение в школьном учебном плане.

Содержание образования, представленное в учебных пла­нах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет - это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Содержание учебного предмета определяется не волевым решением каждого отдельного педагога. Оно вырабатывается в ходе исторического развития образования, хотя, естественно, на разных уровнях постановки проблемы содержания обучения доля личного вклада отдельного педагога в ее решение присут­ствует. Поэтому, говоря о принципах и критериях отбора содержания обучения, мы имеем в виду не деятельность каждого отдельного педагога, а лишь те моменты, которые выявляются при анализе исторического развития педагогики.

Учебная программа - нормативный документ, раскрываю­щий содержание знаний, умений и навыков по учебному предме­ту, логику изучения основных мировоззренческих идей с указа­нием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.Она определяет общую научную и ду­ховно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

Программа распределяет учебный материал по годам обу­чения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:319

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.