Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция: Делегирование полномочий.

Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование — передача задач, власти и полномочий лицам, которые принимают насебя ответственность за их выполнение.

Управляющий делегирует обязанности, устанавливает ответ­ственность и обеспечивает права. Обязанности определяют что делать; ответственность — это обязательство выполнять имею­щиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение; права дают власть действовать официальным путем в сфере де­легирования.

Отметим, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована.

Руководитель не может размывать ответственность, переда­вая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответст­венность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Коммуникационные связи преодолевают все границы при делегировании

позволяя успешно осуществлять работы разных подразделений и линий управления. До тех пор у делегирования здоровая основа, пока каждый в курсе того, кто что делает и каким образом. Основанием для передачи полномочий служит и характер принимаемых решений. Рутинные и текущие решения вырабатываются с помощью определенных процедур, их легко делегировать, и их называют программированные решения. Не- программированные решения обычно принимаются в отдельных, единичных случаях и требуют особого внимания и понимания. Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируют должности, и они всегда ограниче­ны. Внутри организации пределы полномочий определяются политикой, процедурами и правилами, должностными инструк­циями. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия. Полномочия и власть часто путают. Разница в том, что полномочия — ограниченное право использовать ресурсы, а власть — реальная способность воздействовать на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.

Линейные полномочия — это полномочия, которые пере­даются непосредственно от начальника к подчинённому и да­лее к другим подчиненным. Они предоставляют руководите­лю узаконенную власть для направления своих подчиненных на достижение поставленных целей.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления, называемых скалярными. Цепь команд, соз­данная делегированием полномочий, — характерная черта всех формальных организационных структур. Делегирование линей­ных полномочий и возникающая в результате этого цепь команд играют ключевую роль в процессе координации деятельности организации. Два понятия относятся к координации и линей­ным полномочиям: единоначалие и норма управляемости. Не­умение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию невыполнимой.

Штабные полномочия в зависимости от назначения подразде­ляются на консультативные, обслуживающие и личные. Приро­да делегирования штабных полномочий имеет широкий диапа­зон: рекомендательное, обязательное согласование, параллель­ные и функциональные полномочия. В крупных организациях штабной аппарат имеет свою линейную организацию. Опреде­ление того, какие конкретные виды деятельности следует отне­сти к штабной, зависит от назначения, целей и стратегии орга­низации, так как структура организации должна соответствовать ее стратегии.

Делегирование полномочий требует эффективной коммуникации, связано с мотивацией, влиянием и лидерством. Выявлено пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия:

1. заблуждение, что «я это сделаю лучше»;

2. отсутствие способности руководить;

3. отсутствие доверия к подчиненным;

4. боязнь риска;

5. отсутствие контроля в случае опасной ситуации.

Подчиненный в свою очередь избегает ответственности и блокирует процесс делегирования, потому что:

1. Считает удобнее спросить руководителя, чем самому решать проблему;

2. Боится критики за совершенную ошибку;

3. Не имеет информации и ресурсов, необходимых для выпо­нения задачи;

4. Не хочет выполнять больший объем работы;

5. Отсутствует уверенность в себе;

6. Не предлагается положительных стимулов за дополнительную ответственность.

Делегирование полномочий часто оказывается безрезультатным при всем признании его важности из-за сложности преодо­ления препятствий противодействия как руководителя, так и подчиненных.


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:278

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.