Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формирование потребностей в условиях рынка.

Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса.

Лекция 6. Формирование потребностей.

1. Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса

Техника, по определению Маркса, есть "овеществленная сила знания".93 Из этого определения вытекает, что неовеществленные знания, равно как и органы человеческого тела (ноги, руки, голова и т. д.) являются неотчуждаемыми силами человека, а, следовательно, определенностью техники не обладают.

Человеческий разум, используя материалы природы, превращает их в орудия труда, в средства транспорта, в оружия для обороны и завоевательных войн, в медицинские инструменты, в средства спорта и развлечений. История человеческого общества и общественный прогресс хорошо просматривается в прогрессе техники - от каменного топора до современного компьютера и космических кораблей. Они есть предметное воплощение технического прогресса.

Техника - это, прежде всего, средство человеческой деятельности. Как таковая она используется для осуществления тех целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, группы людей, нации или государства, следовательно, техника не создается ради техники, она всегда была, есть и будет средством для достижения какой-либо цели. Вне функционирования в качестве средства техника перестает быть сама собой, превращается в металлолом, в мусор.

В истории общества техника играла роль двуликого Януса. В зависимости от того, в чьих руках она находится, она может служить как умножению добра, так и распространению зла: углублению экологического кризиса, укреплению власти антинародных режимов, распространению болезней. Техника освобождает человека от изнурительного физического труда и, вместе с тем, порождает безработицу, она представляет высокоскоростные средства транспорта и, вместе с тем, чревата все более губительными транспортными катастрофами (пример, катастрофа весной 1998 г. пассажирского поезда в Германии, двигающимся со скоростью 200 км в час, в которой погибло около 200 человек и следствием которой было решение германского правительства об ограничении скорости движения поездов до 100 км в час). Техника способствует усвоению новых сфер природных ресурсов, она же приближает час экологической катастрофы. Перечень противоречивых, взаимоисключающих последствий технического прогресса можно продолжить. Все они подчеркивают мысль, что техника может служить как гуманным, так и антигуманным целям. Названная двуликость техники порождает неоднозначное отношение к техническому прогрессу на всем протяжении истории.

Еще в античной цивилизации существовало двойственное отношение к технике.

Если Геродот с радостью и восхищением описывает такие изумительные творения технического искусства как Афонский перешеек, мост через Геллоспонт, водопровод на Самосе, если Эсхил в своем "Прометее" объясняет фундаментальную человеческую миссию техники, то уже Софокл дает обоснованное доказательство опасной природы техники в знаменитом хорале из "Антигоны". Он говорит об ужасности человека, которая привела его к технике, о той чудовищной разрушительной силе, которую дала человеку техника. Так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом.94

Многие древние мыслители, например, Платон и Сократ, ставили созерцательное нравственно-эстетическое отношение к природе выше практического технического мышления. Они считали изобретателей орудий личностями низкопробного интеллекта. Техницизм как синоним прагматизма не довлел над умами древних греков.

Сами авторы технических изобретений (например, Архимед) считали необходимым пояснять, что они занимаются исследованиями отнюдь не для практических нужд, а ради развлечений. И мифологический Прометей - символ преобразования мира - не был человеческим существом и в силу этого переносил техническое творчество в царство божеских даров, которые человек всего лишь "находит".

Современная эпоха полна пессимистических предсказаний о последствиях научно-технического прогресса. Так, XV Всемирный конгресс по философии (1973 г.), посвященный проблеме "человек и техника" выразил полярность взглядов философов на эту тему. Западные философы, представлявшие страны с передовыми технологиями, относились к технике критически, отмечали ее дегуманизирующее влияние на человека, называли Маркса технократом за его высказывания о ведущей роли техники в структуре производительных сил.

Английский социолог Клитер предсказывал такое будущее, когда компьютеры и роботы вытеснят человека из всех сфер жизни и будут танцевать канкан на могиле последнего человека, упрекая его в том, насколько он был глуп, создав думающие машины.

С другой стороны, философы из Индии, Пакистана, Афганистана видели причину всех бедствий народов их стран в недостаточном развитии техники.

Более широкое по сравнение с техникой понятие технологии. Оно определяется на основе системного подхода и способствует уяснению места человека в непосредственном процессе производства.

Технология - это процесс производства, рассматриваемый с точки зрения активного осуществления целевой установки с оптимальным использованием средств труда (технических м человеческих), научных достижений, методов управления производством и контроля за качеством продукции.

Гуманизация технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма, человеческой деятельности. Другим полюсом взаимодействия человека и техники в технологии является технизация человека, т. е. превращение органов человека и актов его деятельности, его интеллектуального потенциала в одно из средств (факторов), в инструмент достижения технической цели. Это, несомненно, дегуманизирующий признак технологии, так как он резко снижает возможности самореализации человека, его духовных и нравственных качеств, т. е. всего того, что подходит под емкое определение личности.

Создавая материальные ценности для общества, человек обесценивается, превращаясь в простую функцию технологического процесса.

Существует два способа устранения названного здесь дегуманизирующего признака технологического процесса. Первый, компенсирующий способ. Он состоит в том, чтобы компенсировать техническое отчуждение в процессе производства хорошей зарплатой и созданием условий для всестороннего развития личности за пределами производства. Человек из положения в себя бытия переходит в положение для себя бытия.

Второй способ состоит в гуманизации технологического процесса, в создании таких условий на производстве, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои личностные и гражданские качества. Этот, второй, способ более трудный, он и должен быть предметом пристального внимания технического образования, его гуманизации.

Попытаемся сформулировать некоторые философские подходы к решению этой проблемы.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления, различные уровни человеческого разума. Основные уровни: аналитический разум, синтетический разум, диалектический разум.

"Технология есть кульминация аналитического разума, а компьютеры есть высший пример аналитического разума в действии. И чем больше прогресс компьютерной техники, тем больше опасности превращения аналитического разума в единственный способ мышления и технологизации всего человеческого разума" (Д. Джордж. США).

Подготовка инженерных кадров опирается на приоритетное развитие аналитического мышления. Это - аксиома технического образования. Опасность дегуманизации инженера, подготовки бесчеловечного инженера состоит не в отрицании этой аксиомы. Дегуманизация начинается там, где аналитический разум рассматривается не только как превалирующий, но и как единственный способ мышления будущего специалиста. Когда аналитический разум не ограничивается сферой технологии, но осуществляет свою экспансию на все другие сферы жизнедеятельности человека: культуру, духовную и нравственную жизнь общества.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания студента в вузе ориентировать на преодоление одностороннего представления на свою будущую техническую специальность. Надо, чтобы будущий технический специалист ориентировался на усвоение целого комплекса гуманитарных знаний, чтобы он формировал себя, прежде всего, как человек, а затем - как инженер. Именно так ориентированы многие технологические вузы западных стран, отводя на изучение гуманитарных дисциплин до 50% учебного времени.

Надо также учесть то обстоятельство, что не все проблемы, изучаемые техническими науками, являются чисто технологическими. Это и человеческие проблемы. Поэтому в программу технических дисциплин должны быть включены вопросы истории науки и техники, социальные и культурные предпосылки развития той или иной технической науки, место и значение той или иной конкретной науки "на карте знаний". Надо показать, что доминирование аналитического разума исторически ведет к радикальному атомизму, в котором все части разделены, независимы, дискурсивные.

Синтетический разум есть черта разума или черта разумного человека, форсирующая целостное мышление, систему или всеобщность. Этот тип разума, который рассматривает все элементы структуры в их взаимосвязи в рамках системы. Синтетический разум формирует модель универсального единства.

Синтетический разум формирует общечеловеческую позицию будущего специалиста. Это достигается преподаванием гуманитарных дисциплин: истории, культуры, политологии, эстетики, этики, языкознания, социологии. Функциональное назначение этого ряда дисциплин состоит в формировании образа личности в обществе, государстве, в усвоении системы социальных коммуникаций.

Формирование и развитие синтетического мышления будущих специалистов вполне подходит под название гуманитаризации технического образования. Из перечисленных дисциплин названного цикла наибольшей возможностью для формирования личности технического специалиста обладают: социология, эстетика, этика, языкознание. Но поскольку все эти дисциплины формируют преимущественно поведенческую (социальную) сторону личности специалиста и не вникают в деятельностную (профессиональную) сущность личности, они не могут претендовать на приоритетную роль в процессе гуманизации технического образования. Диалектический разум цементирует связь между первыми двумя уровнями мышления. Это тот аспект разума, который сдерживает нас от чувства полного удовлетворения от результатов наших аналитических и синтетических достижений. Это движение от одной перспективы к другой, от одной точки зрения к другой, гарантия от односторонности и закостенения. Это гибкость ума, побуждающая к смене методов, к плюрализму подходов, к поиску средств выхода из тупиковых ситуаций технического творчества. Это чувство того, что проделанный анализ не следует воспринимать за конец поиска, а синтез никогда не бывает полным.

Диалектическое мышление - масштабное, стратегическое. Первостепенная роль в решении этой задачи при подготовке инженеров отводится философии. Это достигается в органическом единстве мировоззренческой и методологической подготовки. Существенную роль в этом деле могла бы сыграть организация совместно с техническими кафедрами деловых игр, включающих решение экологических проблем будущими инженерами.

В этом свете мне представляется, что подлинная, а не мнимая гуманизация технического образования состоит в воспитании у будущего специалиста стремления и способностей к всесторонней реализации своей деятельной сущности во всех сферах общественной жизни на базе высокой профессиональной подготовки.

Итак, какие новые потребности формирует современный научно-технический прогресс, какие из старых потребностей он нивелирует или модернизирует с учетом современности? Учитывая виртуальную природу потребностей, их консерватизм и избирательность, их выборы разными людьми, следует сразу предупредить: нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Речь идет о тенденции, увлекающей большую часть людей в соответствие с реалиями новых технических усовершенствований, но не охватывающих всех без исключения граждан.

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения - это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта потребность формируется собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов. Пример: строительство высокоскоростной ж/д от Петербурга од Москвы. Вряд ли эта потребность (доехать до Петербурга за 3 часа) овладеет большим количеством населения. Значительно удобнее ехать до Петербурга 7 часов: вечером сесть в поезд, а утром прибыть в Петербург. Кроме того, существует ряд других проблем: экологические, экономические и др., которые создают ситуацию нецелесообразности строительства этой дороги.

И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Мы называли пример катастрофы высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Во-вторых, о новых средствах связи и коммуникаций: сотовые телефоны, Интернет. Эти средства связи приемлемы для ограниченного числа людей правоохранительные органы, торговле и др. Во многих других случаях использование сотовых телефонов приносит вред обществу: киллеры, воры, преступные сообщества. В прессе отмечалось о недовольстве людей, посещающих театры, когда некоторые посетители спектакля разговаривают по сотовому телефону во время спектакля.

Все эти нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Эти нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя, а не делать их исключительной привилегией толстосумов.

Следующая потребность, формируемая техническим прогрессом: многопрофильная ориентация специалистов. Технический прогресс приводи к моральному износу не только техники, но и технических специальностей: многие из них отмирают, когда специалист еще находится в расцвете сил. Надо ориентироваться на приобретение смежных специальностей, чтобы не оказаться без работы, выдерживать конкуренцию на рынке труда. И, наконец, у технических специалистов должна постоянно воспроизводиться потребность в гуманизации техники, о чем говорилось выше. Мы должны очеловечивать, одухотворять технику, чтобы не превратиться в "веселых" роботов (Маклюэн).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.

Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека.

Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных индивидов формируются духовные эстракты о чудесном мистическом перевоплощении человека в некое бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и общественных отношений.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Извращенные потребности для овладения человеком не требуют больших усилий, они возникают спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных принципов, где люди разучились управлять потребностями.

Глубина различия между возвышенными и извращенными потребностями выражена в притче о Сократе. Известно, что Сократ проводил свои философские беседы на полянах, его слушатели были мужчины. Однажды к нему подошла женщина легкого поведения и сказала: Вы им рассказываете о высоких материях, а стоит мне поманить пальчиком, и каждый из ваших слушателей побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы правы, побежит за вами, потому что вы ведете вниз, а я веду вверх, а вниз идти легче, чем вверх.

Отдельные индивиды, находящиеся в плену у извращенных потребностей, рассуждают так: "Какое кому дело до того, что я заболею СПИДом и даже умру от него. Ведь это я умру, а я человек свободный, и никому нет дела до этого". Такие вот "аргументы" приходится иногда слышать и от отдельных студентов.

Стало быть, в зависимости от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса.

Другая часть людей выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира.

Поэтому и оценка этих людей должна быть соответственной. Если человек представляет восхождение линии, то ценность его действительно огромна. Если человек представляет собой нисходящее развитие - это хроническое вырождение, болезнь индивида и общества.

Хорошо подмеченную здесь закономерность зафиксировал известный русский писатель В. Распутин. "В каждом человеке сидят два существа - одно низменное животное и второе возвышенное духовное" (В. Распутин. У нас поле Куликово, у них - поле чудес. Советская Россия. 2.IV.98 г.)

Мы убеждены, что духовно и идейно устремленных молодых людей больше, чем тех, кто стал заложником чумы XX века - СПИДа. Благородная задача этой части молодежи - не проходить мимо торговли наркотиками, объединенными усилиями привлекать наркодельцов к уголовной ответственности, стоять на защите чести, достоинства своего будущего и будущего своих близких. Недостаточно сказать:

"Нет!" наркотикам, надо проявить волю и обезвредить носителей зла.

Надо повсеместно и безбоязненно внедрять в жизнь социалистические духовные и нравственные ценности: коллективизм, бескорыстие, уважение к человеку труда, неприятие американского образа жизни, разумное использование свободного времени и др. Искусственное отторжение социалистических ценностей наносит вред воспитанию молодежи, углубляет раскол общества на "красных" и "белых".

Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В неменьшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.

Изложенные в книге обобщенные идеи о человеке и его потребностях создают некоторые предпосылки для составления гипотетического прогноза о типе человека XXI века.

Человек - продукт общества, его перспективы определяются ведущей сферой общественного бытия. Когда Э. Фромм создавал обобщенную модель человека XX века как человека-потребителя, он отправлялся от характеристики ведущей отрасли общественной жизни первой половины XX века. Такой отраслью было индустриальное развитие, и общество этой эпохи было индустриальным обществом. Уже в XIX веке и в начале XX века наблюдалась тенденция превращения техники в ведущую отрасль общественной жизни, а технического прогресса в доминирующую отрасль развития общества. Наиболее отчетливо эта тенденция отражена в социологических исследованиях Маршалла Маклюэна о масс-медиа. В них нашли отражение основные черты новой эпохи - эпохи технотронной цивилизации. Эпоха технотронной цивилизации нашла свое философское обоснование в прогрессивных выступлениях многих философов конца XX века.96 С небольшими дополнениями это определение современной эпохи можно считать доказанным научным фактом и исходным пунктом для теоретического предсказания типа человека XXI века.

Эпоха технотронной цивилизации проявляется в стратегическом проникновении электроники во все сферы общественной и, прежде всего, в информационной сети в ходе глобальной компьютеризации всех информационных процессов. Как это сказывается на формировании человека нового типа? Прежде всего, человек все больше вытесняется из сферы непосредственного производительного труда, оказываясь не обочине генеральной линии общественного прогресса. Человек не только освобождается от функций тяжелого физического труда, но и многих видов интеллектуальной деятельности. Как отмечал М. Маклюэн, человек передает функции умственного труда компьютером, а сам воспринимает мир при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в "веселого робота". Веселый робот - очень глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Еще стоит подумать: радоваться нам этому открытию или грустить.

Формирование человека-робота связано с возникновением комплекса отрицательных характеристик, означающих деградацию общества.

Во-первых, человек-робот не затрудняет себя в следовании разумным потребностям, в преодолении трудностей и жизненных коллизий. Он будет следовать этическому принципу гедонизма: избегай страданий, стремись к наслаждениям.

Во-вторых, у этого человека отсутствует чувство долга перед обществом и старшим поколением.

В-третьих, идет прогрессирующее нарастание отрицательных черт характера: цинизма, эгоизма, ориентации на безответственное нарастание сиюминутных в своем большинстве извращенных потребностей, дегуманизация отношений с ближними.

Использование технических нововведений (скоростной транспорт, переносные телефоны) в преступных целях усиливает репрессивную функцию техники, часто сводит на нет усилие правоохранительных органов. Проникновение техники в область образования и культуры приводит к обесценению квалифицированного умственного труда, а в области гуманитарных наук делает ненужным высококвалифицированных специалистов. Усиление технических функций приводит к дегуманизации гуманитарных наук. Так, широко известно использование психологии для зомбирования людей и превращения их в предмет манипулирования со стороны других. Роботизация создает много асоциальных групп людей, лишенных чувства сопереживания и взаимопомощи; усиливает социальное расслоение общества.

Двойственна роль компьютеризации творческих процессов научного труда. В обществе сложилась такая ситуация, что применении компьютеров в размножении текстов научных исследований стоит в два раза дороже работы с использованием пишущих машин. Выигрывает владелец компьютера, но проигрывает ученый, создатель новых идей. В итоге ускоряется процесс издательской деятельности за счет ущемления интереса ученого. Современное книгоиздательство активно вытесняет машинопись как тормоз технического прогресса. Кому это выгодно???

Создание и внедрение во все сферы общественной жизни высоких технологий - альфа и омега технотронной цивилизации. Наличие высоких технологий и превращение их в самоцель общественного прогресса нивелирует роль человеческого фактора, гарантирует престиж той или иной страны в мировом сообществе, обеспечивает высокий уровень безопасности, т. е. стимулирует гонку вооружений. Делает ли это людей более счастливыми, гармонически развитыми, равными в обладании жизненными благами и условиями своего гуманного развития? Ближайшее ознакомление с этим вопросом не внушает оптимизма о перспективе человека XXI века. Об этом свидетельствуют исследования многих ученых в рамках Римского клуба. Приведем высказывание одного из авторитетных членов этого клуба - Джона Форрестера. "Сейчас возникает все больше сомнений в том, что технологический прогресс является средством спасения человечества. И имеются основания для такого сомнения".97 А вот более свежее заявление руководителя Института философии РАН Степина, сделанное им на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах потребительского общества, насилия и технократического отношения к природе... можно предсказать нарастание глобальных кризисов, и человечество в этом сценарии ожидают необратимые катастрофы".98

Резюмируя сказанное о перспективе человека XXI века можно сделать вывод: сложившаяся в конце XX века система технотронной цивилизации не представляет основания для положительных изменений типа человека - это будет человек-потребитель, потерявший шанс называться человеком разумным (homo sapiens), в тенденции эволюционизирующий к аналогу своего творения - роботу, ибо технотронная цивилизация - это, в конечном счете, эра роботов.

Человек XXI века - это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира".

Единственный способ уберечь человека от падения в пропасть инстинктивной, животно-образной жизни - возрождение основных элементов духовной и нравственной системы социалистических ценностей - коллективизм, пионерские лагеря, уважение к общественно-полезному бескорыстному труду, накопленный обществом за многие годы воспитательный потенциал духовной культуры и т. п.

Для уменьшения губительных последствий роботизации и антигуманного влияния технического прогресса на человека необходимо ликвидировать беспредел технических специалистов при внедрении новой техники, для чего надо создавать широкую сеть социально-гуманистических экспертных комиссий для контроля за техническими нововведениями. Центральной заботой общества должны стать не техника, а гуманное развитие человека в гармонии с окружающей средой.

Изложенная здесь теоретическая модель человека XXI века не претендует на абсолютную истину и представляет лишь первое приближение к ней. Но она может представлять интерес для теоретических дискуссий в студенческой аудитории и стимулировать размышление молодежи по выбору профессии и смысла жизни.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

*Цифры о количестве погибших в Чечне различны, даже по данным официальных источников (Прим. ред.).

1Спирин В. М. Теория потребностей Тверь 1994, стр. 143.

2 Мабли Габриэль. Неравенство имуществ разлагает. "За СССР". № 6 (июнь) 1999 г.

3 И. Кант. Соч. т. 6, стр. 473.

4 Степин В. С. Маркс и тенденции современного цивилизованного развития. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999,стр.43.

5 История философии. Ред. Александрова Г. Ф. 2 том. 1941 г., стр.27.

6 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М. 1977.стр.104.

7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42, с. 91.

8 См. об этом Сержантов В. Бродят призраки. Советская Россия. 4 апреля 1995 г.

9 См. Тарасов К. Е., Черненко Е. Ф. Социальная детерминация биологии человека М. 1979.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42, с. 115.

11 Heckel E. Die Lebenswunder. Gemeinverstandliche Studien an der Biologishe Philosophic. Stuttgart. 1904, s. 449-450.

12 См. Трушков В. Фальшивый мед перестройки. Правда России. 18 мая 1995г.13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 1, стр. 414.

14 Там же. т. 23, с. 62. Примечание.

15 Цитировано по Миллеру Р. "Личность и общество". М. 1965, стр.272.

16 См об этом Нейробиохимия агрессивности. Человек. 1995, №2. с 13,68

17 О деятельности см. Бережной Н. М. "Социальная философия", ч. I, 1996 г., гл. 2.

18 И. М. Сеченов. Избр. произв. М. 1953, с. 133.

19Там же, стр. 141.

20 А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М. 1959, с. 278.

21 Б. Т. Малышев. Человеческая личность и ее проявления. М. 1964,с. 30.

22 Термин "экспектация" выражает ожидание со стороны общественного мнения определенной модели поведения: быть "хорошим парнем", примерным учеником, студентом и т. д.

23 Маркс К Энгельс ф. Соч т 1, стр 65.

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 46, ч. 1, с. 190.

25 Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.М.1980,с. 34.

26 Гегель Г. Соч. т. VII, с. 167.

27 См. М. С. Каган. Человеческая деятельность. Стр. 259.

28 Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 3, М. 1971, стр.243.

29 Горький А. М. Собр. соч. в 30 томах. Т. 5, с. 367.

30 Введение в философию, ч. II. М. 1989, стр. 41.

31 М. Heidegger. Sein und Zeit Hallander Saale. 1929 s. 42.

32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, стр. 3.

33 См. об этом: Бережной Н. М. Гегель и Маркс о родовой сущности человека. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999, стр. 282-290.

34 Маркс и Энгельс. Соч. т. 3, стр. 4.

35 См. Сумерки богов. М. 1990, стр. 324.

36 Сумерки богов. М. 1990, стр. 334.

37 Muller. Studies in Genetics. N. Y 1962, р. 500.

38 См. об этом: Фролов И. Т. Перспективы человека. М. 1979, стр. 205 - 220.

39 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 242.

40 См. Шабутани Т. Социальная психология. М. 1969. Гл. 7. Стр. 176-205.

41 Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 325.

42 Научные основы психологии. СПб., 1902. С. 135.

43 Здесь и выше цитировано по Р. Миллеру: Личность и общество. М. Прогресс, 1965. С. 272.

44 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 190.

45 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л-д. 1968. С' 329.

46 См. об этом: Бережной Н. М. Социальная философия. 4.1. 1996. Гл. 2; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М. 1978; Иванов В. П. Человеческая деятельность: познание и искусство. Киев. 1977. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М. 1972; Трубников Н. И. О категориях "цель", "средство", "результат". М. 1967; Каган М. С. Человеческая деятельность. М. 1974.

47 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 195.

48 Там же. Т. 25. Ч. II. С. 387.

49 Там же. Т. 46.4. 1.С.281.

50 См. о поведении: Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М. 1972.

51 Гегель. Соч. Т. VII, с. 167.

52 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. Стр. 65.

53 Трубников Н. Н. О категориях "цель", "средство" и "результат". М. 1967. Стр. 129.

54 Гегель. Соч. Т. VIII, с. 27.

55 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. Стр. 30.

56 Маркс К. Соч. Т.46, ч. 1, стр. 189.

57 Л. Сэв. Марксизм и теория личности. М. 1972. Стр. 541. Такой вывод Л.Сэв делает на основе психологического анализа последовательных фаз развития личности, считая, что предшествующие фазы (детство) не содержат такого потенциала развития, который в зрелом возрасте формируется в процессе активной социализации личности, и поэтому выступают как определяющий момент ее развития. Тем самым Л.Сэв доказывает неограниченные генетическим кодом индивида возможности реализации социальной сущности человека коллективистки организованного социалистического общества для осуществления идеала всестороннего развития личности всех членов общества. (Примечание Н.Б.)

58 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 585.

59 П. М. Ершов. Потребности человека. М. 1990. Стр. 6.

60 Гегель Соч. Т. 8. М.-Л. 1935, с. 20.

61 Маркс У., Энгельс Ф. Соч. Т. 2, стр. 89.

62 Ленин В. И. ПСС, т. 23, с. 47.

63 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21, стр. 300-301.

64 См. Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990. Стр. 327.

65 См. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М. 1982. С. 30.

66 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч.1, стр. 28.

67 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42, с. 115.

68 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 1. стр. 476.

69 Ю. Нагибин. Переулки моего детства. М. Современник, 1971,стр. 125-127.

70 Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990, стр. 128.

71 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 1990. С. 282.

72 Жить разумно, значит, по Канту, постоянно преодолевать себя, свое жизненное состояние. "Итак, чувствовать, что живешь, наслаждаться жизнью - значит лишь постоянно чувствовать потребность выйти из данного состояния (которое, следовательно, должно быть столь же часто возвращающимся страданием). (Кант. Соч. Т. 6, с. 475)

73 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75.

74 Обширные исследования о "народном духе" содержатся в трудах немецких социальных психологов XIX - начала XX в. Вундта В., Лариуса Марица, Штейнталя Хеймана. См. Вундг В. Очерки психологии. М. 1913 г., Введение в психологию. М. 1912 и др.

75 Гегель Г. Соч., т. VIII, стр. 71.

76 Мабли Г. Неравенство имуществ разлагает. Газета за СССР № 6. 1999 г.

77 Дети гибнут от наркотиков. Правда России. 22. VI. 1998 г.

78 Приведенные выше данные извлечены из материалов парламентского слушания 8 июня 1998 г. в Гос. Думе по вопросу "О неотложных мерах по борьбе с распространением СПИДа". См. "Рок иглы". Сов. Россия. 20. 06. 1998 г.

79 Маркуче Г. Одномерный человек. М. 1994. Стр. 6-7.

80 Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994, стр. 7-8, 9.

81 Момджян К. X. Рефлективные парадигмы социальной теории Маркса. В кн. "Карл Маркс и современная философия". М. 1999 г.. стр. 97.

82 И. Кант. Соч. Т. 6, М. 1965, ср. 489.

83 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 6, стр. 232.

84 См. об этом: Иванчук И. В. К вопросу о формировании возвышенных потребностей социалистической личности. В сб. Методологические проблемы коммунистического воспитания. Ред. Бережной Н. М. М. 1986, с. 72-82.

85 Проблемы мира и социализма. 1980, № 11, ср. 79.

86 Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990, стр. 28.

87 Альберт Камю. Бунтующий человек. М. 1990, стр. 13.

88 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Харьков. 1998, стр. 893.

89 Кампанелла. Город Солнца. М. 1954, с. 68.

90 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, стр. 19.

91 Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М. 1969, с. 22.

92 К. Ковалев. Тоталитаризм с вкраплениями Средневековья. Советская Россия. 20 февраля 1997 г.

93 Из неопубликованных рукописей К. Маркса. "Большевик". 1939. № 11-12, стр. 63.

94 См Философия техники в ФРГ М 1989,стр 100 103

95 По заветам Геббельса. Советская Россия. 22 ноября 1998 г.

96 См. коллективный труд российских философов. Карл Маркс и современная философия. М. 1999г.

97 Форрестер Дж. Мировая динамика. М. 1978, стр. 25.

98 Степин В. С. Маркс и тенденции современного цивилизованного развития. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999,стр.43.


БИБЛИОГРАФИЯ

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:760

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.