Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 2. Факторы, определяющие потребности населения в одежде.

Удовлетворение потребности людей в одежде обусловлива­ется различными факторами. Наиболее существенными из них являются: развитие общественного производства, в частности производства одежды; рост материального благосостояния и культурного уровня населения; численность и состав населе­ния (социальный, половозрастной и др.); конституционные (морфологические, функциональные) особенности организма человека и психологический фактор; природно-климатические условия.

Потребность людей в одежде и степень ее удовлетворения зависят от уровня развития производства. Укреплению мате­риально-технической базы швейной и трикотажной промыш­ленности способствует широкое внедрение современной техни­ки и технологии. Важное значение имеют также рациональное использование сырья, материалов, расширение производства химических волокон, стойких красителей. При этом в первую очередь должны быть решены вопросы снижения материало­емкости и трудоемкости одежды.

Рост культурного уровня и доходов людей обусловливает повышение требований к ассортименту и качеству одежды. В гардеробе должно быть достаточное количество изделий раз­нообразного функционального назначения (повседневных, тор­жественных, для отдыха, занятий спортом и др.)

Традиционно специалисты, изучающие одежду, выделяют три основные роли, кото­рые одежда играет в жизни человека: защиты, украшения и стыдливости.

До сих пор нет единой точки зрения, какой из этих ролей мы обязаны появлению одежды в человеческой культуре. У одних народов на первое место выступала необходимость защиты от атмосферных воздействий, у других она служила, в первую очередь, для украшения.

В разных видах современной одежды указанные роли реализуются в самых причудливых композициях. Есть одежда, которая украшает и соответствует развитой стыдливости, но фактически ни от чего не защищает, например, купальный костюм.

Есть одежда, которая нас защищает и скрывает тело, но не украшает. Прекрасной иллюстрацией этого является телогрейка и тому подобная одежда.

И, наконец, есть изделия, которые, закрывая и украшая тело, настолько его обтягивают, что отвечают потребностям отдельных людей продемонстрировать рас­кованность. Известный отечественный спе­циалист по истории костюма П.Г. Богатырев выделял в народном и историческом костюмах следующие функции: практическую, утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, социально-половую, моральную, праздничную, обрядовую, траурную, профессиональную, сословную, функцию костюма рекрутов и ветеранов, функцию региональную и функцию вероисповедания.

Считается, что в современном костюме сохранилась лишь часть данных функций, однако их трудно выделить в чистом виде. Отмечается, что функции стали более много­значительными. Выделяются две основные функции:

• утилитарная;

• информационно-эстетическая.

Среди всех функций "костюмного языка" наиболее интересной с точки зрения психологии является его коммуникационная функция. Представление о первичности ком­муникативной функции костюма наиболее последовательно рассмотрено в работах Р.А. Степучева. Коммуникативная функция анализируется им как центральная в большинстве актов костюмоношения.

В тех случаях, когда в костюме доминирует функция утилитарная, костюм выступает как вещь; в тех случаях, когда преобладает функция региональная, общественная, ритуальная или даже эстетическая, костюм приобретает символику или знаковость...", - пишет Т.В. Козлова

При реализации утилитарных и информационных функций костюм удовлетворяет ряд высших потребностей человека (самоутверждение, самовыражение) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком и может служить средством диагностики личности, его носящей.

Любая одежда, обувь и другие элементы системы "костюм" служат самым разным и иногда противоречивым потребностям человека. Легко заметить, что отдельные потребности связаны с самосознанием и самооценкой человека, его самочувствием и настроением, а другие относятся к сфере общения с людьми.

Реализация потребностей может происходить как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне. Но не существует костюма, который никак не связан с потребностями человека.

Рассмотрим подробнее потребности, для которых человеку нужна одежда как центральная часть системы "костюм". В основу анализа положим один из последних подходов к природе потребностей, разрабатываемый в работах В.И. Иванникова .

Потребность рассматривается как характеристика отношений живого существа со своей средой, как задача по поддержанию необходимых условий существования. Выделено пять уровней потребностей из сферы жизненного пространства человека:

1) организм-биохимическое пространство;

2) вид-экологическое пространство;

3) субъект природный-поведенческое экологическое пространство;

4) субъект социальной культуры - пространство культуры;

5) субъект социально - нравственный пространство морали, нравст-венности.

На основе обозначенных уровней В.В. Иванниковым предложена классификация, в которой выделены потребности на уровне организма, потребности на уровне природного субъекта, общественного (социально-культурного) и нравственного субъекта. Рассмотрим как связаны отдельные виды потребностей каждого уровня с одеждой человека.

Потребность на уровне организма(Потребность в регуляции оптимального состояния тела - физиологического комфорта). Одежда удовлетворяет эту потребность, выполняя физиолого-гигиенические функции и создавая комфортные условия микроклимата под одеждой. Потребность в экологическом комфорте учитывается большинством людей при покупке самых разных видов одежды.

Удобство и комфорт играют особую роль при значительных нагрузках на организм при работе, в долгих походах, при плохом самочувствии. Существуют данные о комфортности разных тканей и покроев одежды, которые авторы рассматривают в книге "Язык одежды или как понять человека по его одежде".

Потребность на уровне природного субъекта(Сексуальная потребность). Одежда помогает реализовать сексуальную потребность человека. Эротическая функция моды проявляется, по мнению Т.В. Козловой, в подчеркивании признаков по­ла (например, в открытии груди -декольте, или, наоборот, указании на закрытую часть тела - с помощью локализации конструктивных деталей, отделки) и в маскировке этих признаков (одежда акцентирует признаки противоположного пола - подчеркивается бисексуальность).

Особую роль в реализации сексуального поведения человека играет нательное белье, которое во многом создается и рекламируется не как "одежда для себя" или ин­тимная деталь туалета, а как одежда "для партнера". Решение вопросов повышения сексапильности человека прямо отвечает сексуальной потребности. Идут споры о цвете интимной одежды: одних возбуждает телесно-бежевое, других - черное, а третьи предпочитают девственную белоснежность романтических оборок. Они не просто влияют на масштабы производства белья того или иного цвета, но и начинают определять поведение партнеров, которым на уровне рекламы создается четкая установка о роли белья в сексуальной жизни человека.

Потребность в новых впечатлениях(Ориентировочно-исследовательская потребность). Потребность в новых впечатлениях подробно изучалась еще в работах Л.И. Божович .

Данной потребности в масштабах общества отвечает мода. Показы знаменитых кутюрье, где мы видим изделия, которые, в лучшем случае, попадут в музей и вряд ли в реальности будут носиться кем-то, в значительной мере направлены именно на удовлетворение рассматриваемой потребности.

При особом обострении потребности может наблюдаться стремление к изменению внешности. Потребность в новых впечатлениях проявляется у многих женщин в бесконечно долгих хождениях по магазинам и рассматривании витрин, пролистывании журналов мод. При этом женщина, не купившая ничего, и выглядевшая бездельницей в глазах других, имеет вполне удовлетворенный вид от проведенного времени, ее потребность в новых впечатлениях удовлетворена. Для продавцов - это нежелательный покупатель, который отнимает много времени, спрашивая, выбирая, примеряя, но не совершая покупок. Несомненно, в рассматриваемых примерах потребность в новых впечатлениях часто соединяется в потребностью в эмоциональном насыщении, описанной в работах Б.И. Додонова.

Игровая потребность.Все в детстве просят мам нарядить нас в костюм персонажа любимой сказки: зайчиком или волчонком, поросенком или красной шапочкой - кому кто нра­вился. Маленькому ребенку достаточно надеть костюм на себя - и игра состоялась. Костюмированная сюжетно-ролевая игра развивает ребенка и обогащает его фантазию, формирует способность к творчеству.Потребности в игре реализовывались у взрослых через одежду во все времена в карнавальных костюмах и в праздничных нарядах.

Потребность безопасности и самосохранения.Любая одежда в какой-то мере отвечает этой потребности и от чего-нибудь, да охраняет, всегда создает некоторую защиту тела. Летом - от жары, зимой - от холода. Купальник - и тот не пропускает солнечные лучи к наиболее чувствительным участкам кожи и закрывает их от ненужных взглядов. Скромная одежда, скрывающая тело, отводит от греховных помыслов.

Одежда дает субъективное ощущение защиты всегда, неслучайно часто состояние беззащитности описывается выражением: "Я чувствовал себя как раздетый".

В климатических зонах, где большую часть года стоят морозы (Аляска, Чукотка), только теплая меховая одежда и её предпочтение перед другой утепленной одеждой (например, на синтепоне, искусственном мехе) сохраняет жизнь людей, так как именно натуральный мех способен в экстремальных условиях обеспечить безопасность человека при сильном холоде. Одежда обеспечивает защиту:

• от неблагоприятных воздействий климатической среды: холода,
ветра, дождя, солнечной радиации;

• от механических повреждений: травм, ожогов и др.;

• от неблагоприятных воздействий производственной среды: загрязнений,
агрессивных сред, излишков тепла и холода.

Но ярче всего реализация этой потребности видна в различных видах спецодежды и профессиональной одежды, которая предназначена для защиты человека от опасных, вредных и др. факторов производственной среды, обеспечения безопасных условий труда, сохранения работоспособности, жизни и здоровья человека.

Так, рабочие ремонтных бригад носят яркие оранжевые жилеты, что позволяет машинистам составов лучше различать людей на путях железных дорог. А жизнь военным спасает та одежда, которая маскирует их на фоне ландшафта.

Существует целая индустрия спецодежды, которая выпускает практически все виды изделий: тулупы, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, халаты, костюмы, куртки, брюки, комбинезоны, полукомбинезоны, жилеты, платья, блузы, юбки, фартуки.

На каждый вид защиты разрабатывается отдельный костюм, выпуск которого обычно проводят в соответствии с утвержденным на него государственным, отраслевым или техническим стандартом. Одежда становится "второй кожей" (например, в водолазных костюмах) и броней, спасающей от огня (костюм пожарника) и пуль (броне­жилет).

Потребность в отдыхе и восстановлении сил.С бытовой точки зрения потребность в восстановлении сил реализует каждый человек, причем это может быть неосознанно. Проследите за собой, когда Вы оказываетесь дома после длительного отсутствия, Вы обязательно переоденетесь и вместе с этим как бы снимите с себя "предыдущую роль" и стресс за весь сложный рабочий день. Многие женщины осознают "лечебный эффект" домашней одежды, придавая ей ничуть не меньше внимания, чем одежде для работы. Пусть это даже только кажется, что одежда помогает восстанавливать энергию, хотя это может быть только за счет самовнушения.

Не случайно домашняя одежда и одежда для отдыха схожи: как правило, покрои - удобной, свободной формы, дающие полный комфорт. А вот цветовая гамма у домашней одежды - неяркая, спокойная, настраивающая на покой (например, в пастельных тонах), а у одежды для летнего отдыха, наоборот, - яркая, тонизирующая и как бы нацеливающая нас на активный отдых.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1020

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.