Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Механизм возникновения конфликта

Тема 5: Причины возникновения конфликтов

Механизм возникновения конфликта можно представить в виде последовательного формирования и проявления компонентов. Рассмотрим эти компоненты.

1.Основание конфликта – это причина различия в интересах, потребностях, целях разных субъектов. То есть это причина противоречия. Например, есть противоречие в целях двух людей (мужа-жены, родителей-детей, руководителя-подчиненного, преподавателя-студента). Основанием этого противоречия может быть разный пол, или разный возраст, статус, воспитание и пр.

2.Источник конфликта – это ситуация или состояние, выражающее противоречивые или противоположные потребности, цели и т.д. Из определения видно, что источником конфликта является проблемная ситуация. Источник конфликта проистекает из основания конфликта, но не сводится к нему. Например, источником конфликта между преподавателем и студентом на экзамене может выступить противоречие их интересов – интересы студента, плохо подготовленного к экзамену с неудовлетворительными знаниями и преподавателя с интересами выставить адекватные знаниям оценки. Основание возможного конфликта – статусы и роли студента и преподавателя, но основанием могут быть и разные характеристики личностей, например, уровень знаний студента, неадекватный требованиям, черты характера (лень одного и принципиальность другого), установки (установка студента - минимумом усилий получить положительную оценку, установка преподавателя – выявить нерадивых студентов), нравственные принципы и другое, что может повлиять на формирование противоположных интересов.

3.Причина конфликта – это источник конфликта, который становится мотивом конфликтных действий. То есть противоречие, отраженное в мотивах поведения, является причиной конфликта. Мотив – внутренний побудитель к действию. Причины всегда зависят от основания и источника конфликта. Но отличие заключается в том, что иногда существует основание и источник, но они долго могут быть в латентной форме. Причины формируются в тот момент когда проблемная ситуация переходит в конфликтную ситуацию – то есть напряженное состояние, стечение предпосылок, обстоятельств и условий, которые вызывают конфликтные действия. Пример, студент приходит на экзамен и берет билет, по которому у него отсутствуют знания. Отсутствие знаний по билету и желание сдать экзамен на положительную оценку, с одной стороны, и желание преподавателя поставить адекватные знаниям оценки, с другой стороны, является причиной потенциального конфликта, источник – интересы студента сдать на положительную оценку экзамен при отсутствии соответствующих знаний, что противоречит интересам преподавателя, основание – разные ролевые позиции.

Существует и расширенная трактовка причин – все то, что вызывает конфликт. В этом случае, и источник, и основание, а также их отражение во внутреннем побудителе (мотиве) – все это называют причинами.

4. Повод – первый инцидент, вызывающий ответную реакцию и являющийся условием перехода конфликта в открытую форму. Пример повода – студент воспользовался шпаргалкой, ответная реакция - преподаватель поймал или обнаружил невладение материалом при устном собеседовании.

Повод и причина могут, как совпадать, так и существенно отличаться. Например, поводом к семейному конфликту может послужить пересоленное блюдо, а причиной – отсутствие любви между супругами.

Поводы бывают:

- объективные – определенное непреднамеренное развитие событий, непреднамеренный шаг, действие, способствующее открытой фазе конфликта.

- субъективные – преднамеренное действие, цель которого – стимулирование конфликта.

К числу субъективных поводов относят провокацию – это действие, которое ставит оппонента в условия, при которых предельно ограничен выбор ответных реакций.

Причины конфликта связаны с понятием притязаний.

Притязание – это стремление человека чего-то достичь. В основе конфликтов лежит противоречие в интересах, потребностях, ценностях. Но для того, чтобы противоречие вызвало конфликт – интересы должны принять форму притязаний (причем у всех участников).

В этом еще одно отличие источника конфликта, основания, которые существуют в большинстве случаев объективно, от причин, в основе которых всегда лежат устремления людей, то есть причины должны принять субъектную форму (но не субъективную!!). Субъектность причин означает их зависимость от восприятия проблемы конкретными людьми и появления у них притязаний.

Другими словами, притязание – это личностная характеристика интерпретации источника конфликта. Именно притязания выступают мотивами конфликтного поведения.

Пример со студентами: два студента с неудовлетворительными знаниями и интересами сдать хорошо экзамен, но у одного появляется притязание – сдать любыми методами (шпаргалки, подсказки и т.д.), а у другого – не формируются такие притязания. Поэтому только в первом случае закладываются причины потенциального открытого конфликта. При этом необходимо формирование притязаний и преподавателя – если у преподавателя существуют интересы поставить адекватные знаниям оценки, но нет стремления к этому – то и конфликта не получится. Источник, основание, проблема, потенциальные причины – были, но потенциальные причины не переросли в реальные.

Конфликт в открытой форме начинается с того момента, когда одна сторона решает, что притязания второй стороны не совместимы с её собственными.

Вероятность появление открытого конфликта на базе притязаний зависит от:

· Силы, уровня притязаний, их устойчивости – чем выше, тем вероятнее

· Имеющихся альтернатив совмещения притязаний – чем больше альтернатив совмещения, тем маловероятнее конфликт или вероятнее скоротечный мягкий конфликт

· Ряда обстоятельств, способствующих развитию конфликта или снижающих возможность конфликта.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1242

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.