Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Своеобразие Японского регионального планирования

 

Специфика региональной политики Японии проявляется в том, что она тесно связана с общего­сударственным планированием, носящим индикатив­ный характер.

К числу отличительных особенностей региональной политики Японии можно отнести:

1) ярко выраженное законодательное начало в вопросах регионального развития и размещения производительных сил (все законодательные акты принимаются сессией японского парламента). Ни в одной стране Запада не существует подобного ком­плекса законов, отражающих практически все сто­роны регионального планирования. Некоторые из них постоянно уточняются, детализируются или за­меняются новыми;

2) практическое отсутствие системы субсиди­рования частных инвестиций, столь широко рас­пространенной в странах Западной Европы, США и Канаде;

3) первостепенное внимание к вопросам раз­вития инфраструктуры как стратегического направ­ления японской индустриализации, связанного с увеличением экспорта;

4) разработку общегосударственных планов социально-экономического развития и так назы­ваемых «всесторонних планов» территориального развития.

Ответственность за реализацию политики регионального развития в Японии несут ряд министерств и агентств. Если общее «кураторство» в вопросах размещения про­мышленности и использования и распределения земель возложено соответственно на министерство внешней торговли и промышленности и Националь­ное земельное агентство, то ответственность за ком­плексное развитие конкретных регионов несут ре­гиональные агентства. Фи­нансовое бремя расходов возложено на такие государственные институты, как Японская корпорация регионального развития (финансирова­ние процесса деконцентрации производства), Кор­порация развития Хоккайдо-Тохоку (финансирова­ние наименее развитых регионов), Японский банк развития (финансирование региональных проектов за пределами Хоккайдо-Тохоку).

Планы социально-экономического раз­вития, регулярно принимавшиеся начиная с 50-х гг. XX в., представляют собой государственные про­граммы, ориентирующие и мобилизующие отдельные сферы экономики на выполнение общенациональ­ных задач. Процесс разработки планов носит до­вольно длительный и рутинный характер. В нем, как правило, участвуют все правительственные и научно-исследовательские учреждения, имеющие отношения к экономике (министерство финансов, министерство внешней торговли и промышленнос­ти и др.), но главную роль в разработке играют Управление экономического планирования и Экономический совет.

С принятием каждого нового плана усиливал­ся его региональный аспект, расширялись масшта­бы участия государства в решении задачи децен­трализации национальной экономики. Так, «План удвоения национального дохода» (1961-1970), ко­торый известен также под названием «План разме­щения промышленности», предусматривал ограни­чение дальнейшей концентрации промышленности в агломерациях Токио-Иокогама, Нагоя-Иоккаити, Осака-Кобе и Китакюсю, создание новых про­мышленных узлов в малоразвитых в промышлен­ном отношении регионах Хоккайдо, Тохоку и Тю-току. В «Плане экономического и социального раз­вития (1967-1971) прежние идеи устранения кон­центрации обогатились призывами к всемерному развитию инфраструктуры в новых регионах. Одна из главных целей одиннадцатого по счету общего­сударственного плана социально-экономического развития Японии («Новый экономический план», 1988-1992), досрочно сменившего предыдущий план, состояла в более рациональном размеще­нии производительных сил и населения по тер­ритории всей страны, а также рассредоточению административных функций государственных уч­реждений и т. д.

Из всех общегосударственных планов Японии только два потерпели явный провал, остальные вы­полнены или перевыполнены.

Наряду с экономическими планами, начиная с 1962 г., в Японии разрабатываются и более долго­срочные «комплексные планы национального раз­вития», представляющие в данном случае еще боль­ший интерес. Они утверждаются кабинетом мини­стров на основе «Закона о комплексном развитии территории страны» (имеют законодательную силу) и призваны «обеспечить основу сбалансированного развития государства». Первый «План всестороннего развития территории страны» (1962), хотя и не ока­зался эффективным средством влияния на терри­ториальную структуру хозяйства, но создал основу для ее макрорегулирования и определил приори­тетные цели японской региональной политики. Следующий по счету «Новый план всестороннего территориального развития» (1969) имел более выраженный социальный характер и ориентировал на удовлетворение потребностей и предпочтений населения (разработка сельскохозяйственных про­грамм, проектов развития коммуникационных сис­тем, стимулирование охраны окружающей среды и т. п.). Наконец, «Третий всесторонний план разви­тия» (1977), рассчитанный до концаXX века, со­держит стратегию интегрированного социально-экономического развития, учитывающую все аспекты региональных процессов (особенно де­мографических).

ТЕМА 3 ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ планирование и УПРАВЛЕНИЕ

 

1. Сущность программно-целевого управления.

2.Истоки программного планирования.

3.Структура и содержание программы.

4. Критерии отбора проблем для программной разработки

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:531

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.