Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Обмен углеводов.

Обмен белков.

Белки- это сложные высокомолекулярные соединения, содержащие в

отличие от жиров и углеводов азот. Они состоят из 20 различных аминокислот. Из всосавшихся в кишечнике аминокислот строят специфические для каждого индивидуума белки.

Аминокислоты делятся на заменимые и незаменимые . Заменимые аминокислоты (гликакол, аланин, и др.) могут синтезироваться в организме.

Десять незаменимых аминокислот( аргинин, лейцин, лизин и др.) не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. Наиболее полноценными продуктами по белковому составу являются мясо, молоко, яйца. Белки растительного происхождения биологически менее полноценны, т.к. в них либо мало незаменимых аминокислот, либо нет.

Белки являются основным пластическим материалом, т.е. основной частью клетки. Белки входят в состав ферментов, гемоглобина, фибриногена и др., т.е. без белка нет жизни.

В цитоплазме клеток непрерывно происходят разрушение и замена белков. Всего за сутки у человека , не принимающего пищу, разрушается 23 г. белков и выделяется при этом 3,7 г. азота. У человека , получающего с пищей белок, выделяется азота значительно больше. Белок не откладывается про запас. Для характеристики белкового обмена пользуются определением азотистого баланса. Белок поступает с пищей, а неусвоенная его часть выводится с калом. Если из белка пищи вычесть белок кала, то разность составит приход белка. Количество белка, распавшегося в организме, определяют по содержанию азота в моче. Известно, что в 6,25 г. белка содержится 1г. азота. Умножая количество азота в моче на 6,25, рассчитывают расход белка. Азотистое равновесие, когда количество усвоенного белка соответствует массе белка, распавшегося в организме.

Потребность в белке для взрослого 1,5 г. на 1 кг. массы тела; для грудного ребенка 3,0-3,5 г.; для ребенка 10 лет-2,5 г.

На белковый обмен оказывает влияние соматотропный гормон передней доли гипофиза; гормон щитовидной железы - тироксин и глюкокортикоиды коркового вещества надпочечников.

Углеводы делятся на простые и сложные. С пищей поступают, в основном сложные углеводы полисахариды, крахмал , гликоген , дисахариды-молочный, свекловичный и др. сахара. При их расщеплении в пищеварительном тракте образуются простые моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза которые всасываются из кишечника в кровь.

В организм углеводы поступают, в основном в основном с растительной пищей (хлеб, крупы, овощи, фрукты). При избыточном питании углеводы превращаются в жиры и откладываются в жировых депо - подкожной клетчатке , сальнике.

В крови углеводы содержатся в виде в виде глюкозы(3,3-5,0 ммоль или 80-120 м%); в печени и мышцах в виде небольших запасов гликогена. Состояние, когда уровень сахара в крови ниже 3,3 ммоль/л называют гипогликемией, выше 5,5 ммоль- гипергликемией. При гипогликемии нарушается функциональное состояние нервных клеток, появляются слабость , чувство голода, понижается работоспособность. Если гипогликемия продолжается длительное время, то человек теряет сознание и может наступить смерть. В случае, если человек примет одномоментно 150-200 г. Конфет, сахара возникает алиментарная (пищевая) гипергликемия, которая сопровождается глюкозурией - появлением сахара в моче; избыток сахара выводится почками.

Всасавшиеся в кишечнике моносахариды с током крови через воротную вену попадают в печень. Здесь часть их превращается в гликоген и откладывается в печени и мышцах скелета. Всего в запасе организма имеется около 350 г. Гликогена. Если в крови, например, во время работы или голодании понижается уровень сахара, в ответ происходит расщепление гликогена в печени и поступление его в кровь. Процесс образования и расщепления гликогена регулируется гормоном поджелудочной железы инсулином. Процесс расщепления гликогена происходит под влиянием гормона глюкогона. При заболевании поджелудочной железы образование гликогена уменьшается, усвоение глюкозы сокращается, в результате – повышается уровень сахара в крови и большое количество его выводится с мочой. Такое заболевание называется диабетом, лечат его введением инсулина.

В регуляции углеводного обмена принимает участие вегетативная нервная система, гормоны гипофиза, щитовидной железы и гормоны коры надпочечников, а также стволовая часть мозга - продолговатый мозг, подбугорная область промежуточного мозга.

 

Обмен жиров (липидов)

Липиды – сложные органические вещества к которым относятся нейтральные жиры, состоящие из глицерина и жирных кислот, липоидов (лицетин, холестерин). В состав липоидов входят многоатомные спирты, фосфаты , азотистые соединения.

Жир в организме играет пластическую и энергетическую роль. Как пластический материал он входит в состав оболочки и цитоплазмы клеток. Часть жиров накапливается в клетках жировой ткани, как запасной жир, его количествоот10-30% от массы тела. При нарушении обмена веществ и больше. Часть жира идет на синтез стероидных гормонов (холестерин).

Жир является самым энергоемким материалом. При окислении 1г. жира выделяется 9,3 ккал, что в 2 раза больше, чем при окислении белков и углеводов . Взрослому человеку необходимо ежедневно употреблять 70-80 г. жира. Обмен жиров тесно связан с обменом белков и углеводов. В условиях голодания из жиров образуются углеводы. А при увеличении поступления в организм белков и углеводов, они превращаются в жиры. Жиры растворяют и выводят из организма жирные кислоты –линолевую , леноленовую, арахидиновую, которые условно объединяют в группу витамина F , а также жирорастворимые витамины А, Д, E, K .

В регуляции жирового обмена большую роль играет центральная нервная система, а также железы внутренней секреции (половые, щитовидная, гипофиз, надпочечники)

Литература:

1.Н.И.Федюкевич «Анатомия и физиология»

«Полифакт-Альфа» 1998г.

2.Е.А.Воробьева и др. «Анатомия и физиология»

Москва. Медицина, 1981г.

3.С.А.Георгиева и др. «Физиология»

Москва. Медицина, 1981г.

 

Контрольные вопросы:

1.Что представляют собой процессы диссимиляции и ассимиляции?

2.Куда переходит энергия диссимиляции белков, жиров, углеводов?

3.Определение понятий основной обмен и рабочая прибавка.

4. Обмен белков.

5.Обмен углеводов.

6.Обмен жиров.

Лекция на тему : «Водный, минеральный обмен. Рациональное питание. Терморегуляция.Витамины»

 

Студент должен:

Иметь представление

-о рациональном питании

-об энергетической ценности суточного рациона.

Знать:

-водный, минеральный обмен

-терморегуляция.

-Витамины

 

Водный, минеральный обмен.

70 % массы тела состоит из воды . Она является составной частью каждой клетки, жидкой основой крови и лимфы. В небольшом количестве вода образуется при окислении питательных веществ. Так при окислении 100г. Жира образуется 118 г. воды. В соответствии с потребностями человек в течении суток теряет 1,5 литра воды в виде мочи, 0,5 литра испаряется с кожи, 0,5 литра воды выделяется при дыхании и около 0,1 литра с калом. Таким образом в среднем в сутки теряется 2-2,5 литра воды, столько же воды должно поступать в организм ежесуточно. Если вода не будет поступать в течение нескольких суток наступает смерть.

Длительное голодание возможно только при условии поступления в организм достаточного количества воды и минеральных солей.

Минеральные вещества поступают в организм с продуктами питания и водой. Потребность организма в минеральных солях различная. В основную группу входит 7 элементов: кальций, фосфор, натрий, сера, калий, хлор и магний. Это так называемый макроэлементы.

Кальций и фосфор (0,8г.) необходимы для формирования скелета, натрий(10г) для осмотического давления биологических жидкостей. Эти ионы влияют на физико - химическое состояние белков, нормальное функционирование возбудительных структур, мышечное сокращение, аккумулирование энергии. Однако организму необходимы ещё 15 элементов. Они называются микроэлементами. Среди них выделяют железо( составная часть гемоглобина крови ), медь( входит в состав ферментов), цинк, молибден, марганец, кремний (регулятор синтеза коллагенов костной ткани), фтор ( прочность эмали зубов), йод -составная часть тиреоидных гормонов, а также никель, ванадий, олово, мышьяк, селен и др.

Организм экономно расходует соли. Так, почти все соли , выделяющие в составе соков в пищеварительный тракт, всасываются обратно в кровь.

 

Рациональное питание.

Должно полностью покрывать потребности человека в энергии, пластических веществах и способствовать сохранению здоровья, высокой трудоспособности, а детям обеспечивать правильный рост и развитие . В суточный рацион человека, не занимающегося физическим трудом( студенты, врачи, служащие) должно входить примерно 91 г. белка, 103г. жира и 378г. углеводов. В сумме это составляет 2800 ккал.

Кроме того, с пищей должны поступать минеральные соли, витамины, вода. При разнообразном смешанном питании, содержащем продукты животного (мясо, яйца, масло, молоко) и растительного ( овощи, фрукты и растительное масло) не приходится специально заботиться о доставке витаминов и минеральных солей. Все они содержатся в пище, за исключением поваренной соли. Её надо добавлять около 5г. в сутки.

При физических нагрузках возрастает потребность в энергии и пластических веществах, поэтому надо увеличивать потребление белков, жиров и углеводов.

Для составления и расчета пищевых рационов пользуются специальными таблицами, в которых указаны состав пищевых продуктов и их энергетическая ценность- калорийность.

Соотношение белков, жиров и углеводов выражается пропорцией 1:1:4. Это обеспечивает наилучшую усвояемость веществ. Если необходимо снизить массу тела, надо ограничить количество углеводов. При тяжелой мышечной работе разрушается много белков, поэтому требуется увеличивать их норму.

Терморегуляция.

В живом организме благодаря непрерывному обмену веществ постоянно образуется тепло. Одновременно с поверхности тела происходит постоянная отдача тепла в окружающую среду. Температура тела зависит от соотношения двух процессов- теплообразования и теплоотдачи. В организме тепло образуется в мышцах и печени. Отдача тепла происходит через кожу, легкие, а также незначительно с мочой и калом.

Нагретая кровь притекает к коже от мышц и внутренних органов, приносит тепло, а оттекает от кожи охлажденная. Теплоотдача через кожу проходит:

1) путем проведения -нагревается воздух, вода и окружающие предметы, соприкасающиеся с телом,

2) путем излучения -нагретое тело излучает тепло в виде инфракрасных лучей

3) путем испарения- с поверхности кожи испаряются вода и пот (при испарении 1 мл. пота теряется о,58 ккал тепла).

В легких происходит нагревание вдыхаемого воздуха и испарение воды с поверхности альвеол.

Регуляция постоянства температуры тела осуществляется нервным и гуморальным путем. В коже имеются холодовые и тепловые рецепторы –терморецепторы, улавливающие изменение t° окружающей среды.

В гипоталамусе находятся терморецепторы, воспринимающие t° крови. Импульсы от рецепторов поступают в центральную нервную систему, к тепловому центру в промежуточном мозге, а оттуда к органам, изменяя процессы теплоотдачи теплообразования.

При повышении окружающей t° отмечается снижение обмена веществ, расширение кровеносных сосудов кожи, что способствует теплоотдаче. Если этого недостаточно, то происходит потоотделение и испарение воды с поверхности кожи. Человек может терять с потом до 9-15 л воды. В условиях влажного климата, когда пот стекает ручьями, не испаряясь, возможно перегревание тела, -тепловой удар.

Температура тела человека в среднем 36,6° С (36° -37°), измеряется в подмышечной впадине. У детей грудного возраста t° измеряют в прямой кишке , там она выше до 37,5°С.

У человека строго постоянной сохраняется t° мозга и внутренних органов . На протяжении суток t° тела колеблется в пределах 1°. Самая низкая t° тела в 2-4 ч.ночи , самая высокая 16-19ч.

Всякое повышение t° выше нормальной вызывает учащение сердцебиений, повышение артериального давления и возбудимости центральной нервной системы. При t° 40° наступает расстройство сознания –бред, а выше 43° С –смерть. Снижение t° мозга на 2°-3° С приводит к потере сознания.

Процессы терморегуляции устанавливаются 2,5-3 годам. Тренировка терморегуляционных процессов – сосудистых реакций и обменных процессов - путем повторных регулярных термических раздражений (купание, душ, холодное обтирание) повышает сопротивляемость простудным заболеваниям, укрепляет здоровье.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:434

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.