Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Концепция харизматического лидерства

Парадоксально, но имеются две противоположные позиции фор­мирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влия­ние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к ли­дерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

Харизмаявляется формой влияния на других посредством лично­стной привлекательности, вызывающей поддержку и признание ли­дерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последова­телями: Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со, способностью руководителя влиять на подчи­ненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют хариз­му как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в ос­нову рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного ли­дерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическимсчитается тот лидер,который в силу своих лично­стных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последова­телей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту по­требность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают та­кие черты харизматического поведения, как моделирование роли, соз­дание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического ха­рактера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительно­сти и инспирирование у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяе­мую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям (табл. 12.9). Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и по­буждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

 

Таблица 12.9. Этика и харизма

Неэтический харизматический лидер Этический харизматический лидер
Использует власть только в личных интересах Использует власть в интересах других
Продвигает только свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих решений Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Счи­тается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаруже­нию проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей ре­шения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публика­ции, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действи­ям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно раз­вить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе ли­дер обязан продемонстрировать способность к реализации своего ви­дения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, при­влекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрас­тает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоя­тельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера реформатора.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:523

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.