Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формирование и развитие личности

 

В последнее десятилетие усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий. Получила известность теория Эриксона, придерживающегося генетической предопределённости стадий, которые проходит человек от рождения до конца своих дней. Он описывает восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека.

1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (2–3 года).

3. Проявление инициативы в противовес чувству вины (3–6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность конформизму (7–12 лет).

5. Самоопределение в противоположность комплексу неполноценности (12–18 лет).

6. Интимность, общительность в противовес психологической изолированности (20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения (30–60 лет).

8. Удовлетворённость жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Развитие личности – это признание и реализация возможностей, имеющихся у каждого человека.

Э. Фромм говорил, что люди рождаются равными, но разными.

Личность должна развиваться свободно, неподвластно любой высшей силе или цели, кроме цели совершенствования.

Важнейшей характеристикой личности является её направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует; интересы, которыми человек руководствуется в своей деятельности.

Сущность направленности связана с причиной, а не с целью действий человека.

Активность также одно из важнейших свойств личности, и проявляется она в деятельности в процессе взаимодействия с окружающей средой. Побудительными причинами активности являются потребности. Потребность всегда переживается человеком как нужда в чём-то. Активность личности направляется на процесс удовлетворения потребностей.

Потребности человека разнообразны. Выделяются прежде всего естественные, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность человека: потребность в пище, сне, одежде, жилище как средстве защиты от холода и жары. Это биологические потребности, но они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных, в частности, тем, что носят социальный характер их удовлетворения.

Наряду с естественными у людей есть чисто человеческие, духовные потребности в общении, труде, самоактуализации, достижении целей.

Интересна в этом плане известная классификация А. Маслоу [13].

Не бывает двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от другого многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

Индивидуальные особенности, присущие только данному человеку и образующие психологическую почву, на которой вырастают другие свойства личности, называют темпераментом. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

 

12.4. Темперамент – биологический фундамент личности

 

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, одинаково проявляющиеся в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов и остающиеся почти неизменными в процессе жизни.

Идея и учение о темпераменте восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). Он описал основные типы темперамента, дал им характеристику, но связал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: «темпера» – пропорция крови, лимфы и желчи.

Теорию Гиппократа усовершенствовал римский врач Гален
(200–130 гг. до н. э.), и с тех пор всё человечество стали делить на четыре группы в соответствии с типами темперамента. Это так называемая гуморальная теория [11].

Врачи считали, что каждый темперамент зависит от соотношения крови, слизи и желчи в организме человека. Смешение жидкостей в организме с преобладанием крови было названо сангвиническим темпераментом («санг» – кровь), смешение, при котором преобладает желчь, – холерическим («холэ» – желчь), смешение, при котором преобладает лимфа, – флегматическим темпераментом («флегма» – слизь) и смешение с преобладанием чёрной желчи – меланхолическим темпераментом.

В начале ХХ в. сформировалась соматическая концепция, согласно которой существует связь между типами темперамента и телосложением. Известность получили труды Кречмера и Шелдона, которые ставили в прямую связь телесные особенности с типом темперамента.

Важной вехой на пути исследования особенностей психики было учение о типах нервной системы или высшей нервной деятельности. Павлов выделил три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Сила нервной системы – работоспособность нервных клеток, их выносливость.

Уравновешенность – баланс процессов возбуждения и торможения.

Подвижность – смена одного процесса другим.

Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, свойствах типов нервной деятельности (регулирующих накопление и расход энергии) видит современная наука причины индивидуальных различий по темпераменту (Стреляу и Мерлин).

Центральное место в характеристике темперамента занимает общая психическая активность. Имеются в виду её динамические особенности, сам энергетический уровень поведения.

Различия в поведении людей очень большие – от вялости, инертности на одном полюсе до бурных проявлений энергии на другом. Установлено, что динамические проявления активности обусловлены свойствами типа нервной системы.

Так, интенсивность и устойчивость активности существенно зависят от силы нервной системы, а переменчивость активности и скоростные её характеристики – от подвижности и мобильности.

Исследования также показали, что слабость нервной системы означает не только недостаток силы, малую выносливость, но и повышенную чувствительность, реактивность, т. е. готовность реагировать на незначительные раздражители (слабая нервная система потому и быстрее утомляется, что она легче возбуждается).

Динамические различия по эмоциональности проявляются в степени впечатлительности, в импульсивности (этим термином обозначают скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков без предварительного обдумывания).

Таким образом, в динамических чертах психики обнаруживается особенность как устремлений, действий, так и переживаний.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:364

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.