Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Сущность и функции планирования

Прежде чем говорить о плане и планировании на предприятии, приведем их общепринятые определения. При этом предприятие будем рассматривать как некоторую социально-экономическую систему, целью функционирования которой является получение прибыли, пользующегося на рынке платежеспособным спросом.

План экономический системы – это описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом, в данном случае, предприятия, компании. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути, способы достижения желаемых результатов (рубежей), необходимые для этого ресурсы.

Планы делятся на перспективные (долгосрочные, сроком на 10 – 15 лет и среднесрочные – на 3 – 5 лет) и текущие (краткосрочные на период до 1 года). Различают планы директивные, подлежащие строгому исполнению, и индикативные, то есть советующие планы, близкие к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны, по отдельным отраслям и регионам, на уровне предприятий и фирм.

Планирование – это одна из составных частей управления (менеджмента), заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование.

Использование планирования на предприятии создает следующие преимущества:

- выявление возникающих проблем;

- стимулирование руководителей и менеджеров в реализации своих решений;

- улучшение координации действий в организации;

- рациональное распределение ресурсов;

- улучшение контроля в организации.

Цель планирования – составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития организации. Планирование является рациональным образом действий по сравнению с интуицией и импровизацией.

Задачи планирования:

- определение места организации в настоящее время;

- анализ ресурсов и результатов деятельности организации;

- систематический поиск действий по реализации цели и задач органи­зации;

- изучение альтернативных предложений по развитию организации и выбор из них наиболее эффективных.

Планирование, как процесс практической деятельности, включает несколько этапов (стадий):

- формирование плановых проблем;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач;

- определение потребности в ресурсах;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Представленная последовательность планирования используется на американских фирмах. Немецкие экономисты предлагают такой порядок планирования:

Планирование –– Принятие решения –– Реализация –– Контроль.

В отечественной практике используют 3 этапа планирования:

- составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

- организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятий;

- контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

План – это предвидимая и подготовленная на данный период времени программа социально-экономического развития предприятия.

Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их дости­жения. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

- экономический рост, означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, и более высокий уровень жизни людей;

- полная занятость, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;

- экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их

использование;

- стабильный уровень цен, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;

- экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью са­мостоятельности и творчества;

- справедливое распределение доходов, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.

Основные экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно

полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:680

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.