Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Краткий курс лекций 2 страница

В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение задач, ориентированных на цель. Хотя воспитательный процесс осуществляется так же, как и обучение в рамках каких-либо организационных форм (беседа, слет, турпоход, экскурсия в музей, мероприятия, посвященные чему-либо и т.д.). Прямого достижения цели в воспитательной работе не может быть, требуется более длительное время. Критериями являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности (не укради – а он ворует, не хулигань – а он хулиганит).

2. Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания можно жестко запрограммировать. Содержание воспитания запрограммировать невозможно.

3. Формирование знаний, умений, навыков, предусмотренных учебным планом или не предусмотренных, по существу - есть обучение. В воспитательной работе предусмотрено планирование в самых общих чертах: отношение к обществу, отношение к труду, к людям, к науке, к природе и т.д. Результат воспитательной работы не может быть одинаковым. Логику воспитательной работы нельзя предопределить какими-либо нормативными документами.

4. Преподаватель имеет дело примерно с однородным «исходным материалом». Результат учения (научения) практически определяется деятельностью учителя (хорошо объяснил – понятно!). Воспитатель вынужден считаться, что его педагогические действия могут (а в жизни так оно и есть) пересекаться с неорганизованными и организованными действиями или - того хуже - с отрицательными влияниями на школьника.

5. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - уровень усвоения знаний и умений, овладение способами решения задач. Результаты деятельности учащихся легко выявляются (контрольные работы, тест, экзамен и т.п.), в воспитательной работе сложность представляет соотнесение результатов деятельности педагога с выработанными педагогикой критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности увидеть результат деятельности воспитателя. Кроме того, в воспитательной работе трудно предвидеть результат.

6. Если в процессе обучения практически все можно доказать и вывести логически, то в процессе воспитания вывести и закрепить отношения личности к чему-либо очень сложно, т.к. здесь играет решающую роль свобода выбора. Таким образом, выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Например, педагог музыкального образования учит нотной грамоте, требует скорейшего усвоения, с одной стороны, а с другой - воспитывает гордость за отечественную классическую музыку. В этом и заключается суть музыкального образования. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в педагогической деятельности. В связи с этим цель профессиональной подготовки будущих учителей – формирование готовности к управлению целостным педагогическим процессом.

3. Структура педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности (т.е. ее компоненты) описывается рядом ученых относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Как правило, выделяются в структуре педагогической деятельности четыре взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический, и, соответственно, четыре вида деятельности. Для осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности и умения. Разберем поподробнее.

Конструктивная деятельность, которая делится на:

а) конструктивно-содержательную (т.е. отбор учебного материала);

б) планирование (т.е. построение педагогического процесса);

в) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);

г) конструктивно-материальную (планирование учебно-материальной базы).

Организационная деятельность – система действий учителя, направленная на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организация совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность – направлена на педагогически целенаправленные отношения педагога с воспитанниками, педагогами – членами коллектива, представителями общественности, родителями.

Гностическая деятельность – связана с умением приобретать новые знания, анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Однако данные компоненты могут быть отнесены к любой другой деятельности. Потому А.И. Щербаков ко всем компонентам добавляет дополнительные функции, конкретизируя педагогическую деятельность. Например: к конструктивной деятельности он добавляет, что педагогическая деятельность может быть представлена не только планированием, содержанием, оперативностью, но и внутренне взаимосвязанными функциями: аналитической, прогностической, проективной. То есть, учитель обязан наряду с отбором материала проанализировать, в планировании педагогической деятельности спрогнозировать его процесс и результат и т.д.

В организаторской деятельности особое место занимают: информационная, развивающая, мобилизационная функции.

К коммуникативной деятельности мы добавим перцептивную функцию, т.е. проникновение во внутренний мир человека. Собственно коммуникативная функция направлена на педагогически целенаправленные отношения, коммуникативно-операциональная – использование педагогической техники и средств.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием обратной связи. Это значит получение обратной информации. Поэтому необходимо выделить еще одну функцию – контрольно-оценочную. Все компоненты или функциональные виды проявляются в деятельности педагога любой специальности.

4. Учитель, как субъект педагогической деятельности

Важнейшим требованием в педагогической профессии является четкость социальной и профессиональной позиции. В этом учитель проявляет себя как субъект педагогической деятельности. Он не только личность, способная трансформировать мир предметов и идей, но и преобразовать их и создавать новые.

Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности, педагогической деятельности, которые являются источником его активности. Педагогическая позиция определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет ему общество – с одной стороны, а с другой действуют личные источники активности – влечения, переживания, мотивы, цели педагога. В позиции педагога проявляется его личность, характер, социальная ориентация, гражданское поведение.

Социальная позиция педагога вырастает из системы, которая была заложена в школе. Не случайно учитель хочет походить на своего учителя, кумира. В процессе профессиональной подготовки формируется мотивация к педагогической деятельности. Мотивационно - ценностное отношение к профессии педагога составляет ядро личности учителя.

Профессиональная позиция. Воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. На выбор педагогической позиции оказывают влияние многие факторы, но решающее значение имеют профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности. Педагог может выступать в качестве:

- информатора (всегда быть честным);

- друга (роль старшего товарища);

- диктатора (если внедряет положительные нормы и ценности);

- советчика (если использует методы уговаривания);

- просителя (если упрашивает воспитанника быть таким «как надо», опускаясь порой до самоунижения);

- вдохновителя (если стремится увлечь (занять) воспитанников интересными целями).

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако отрицательный эффект всегда дают: несправедливость, произвол, подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктора, подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы.

5. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога

Профессионально обусловленные требования к учителю определяются как профессиональная готовность к педагогической деятельности. Профессиональная готовность рассматривается с двух сторон. С одной – психическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой – научно-теоретическая и практическая компетентность

В настоящее время накоплен богатый опыт построения профессионограммы учителя, который позволяет объединить профессиональные требования к учителю в три основных комплекса взаимосвязанных между собой:

1. Гражданские качества.

2. Качества, определяющие специфику профессии.

3. Специальные знания, умения, навыки по предмету.

Психологи при обосновании профессионограммы учителя обращаются к перечню педагогических способностей, которые представляют собой синтез качеств ума, чувств и воли личности.

А.И. Шербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, коммуникативные, организаторские. Кроме того, в психологической структуре учителя выделяются общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки, общепедагогические (информационные, мобилизационные), общетрудовые, коммуникативные (общение с людьми), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний).

Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учителя характеризуют:

1. Высокая гражданская ответственность и социальная активность.

2. Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце (все по В.А. Сухомлинскому).

3. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими.

4. Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений.

5. Потребность в постоянном самообразовании.

6. Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Это самая общая, емкая и лаконическая характеристика педагога. Но она может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик. В профессионограмме учителя мы уже отмечали: ведущее место занимает направленность его личности. Это свойство личности учителя-воспитателя характеризующее его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Рассмотрим подробно.

 

1. Социально-нравственная направленность личности, это есть ценностные ориентации, среди которых ведущее место занимают гуманистические, т.е. ориентация на личность ребенка, ее развитии. К.Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать убеждением».

а) Идейная убежденность определяет социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Она является наиболее глубоко фундаментальной характеристикой;

б) высокая гражданственность включает гуманистическую убежденность, т.е. стремление нести знания не только детям, но и широким массам («сеять разумное, доброе, вечное»), нетерпимость к нравственным порокам, унижающим достоинство человека;

в) учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Его жизнь связана с жизнью той территории, где он живет.

2. Профессионально-педагогическая направленность. Учитель - каркас, вокруг которого компонуются основные профессионально-значимые свойства личности. Хорош тот учитель, на которого хотят походить, с которого берут пример. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, а это отношение к детям, родителям.

а) Педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав, возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность и самопожертвование. Например, «Сердце отдаю детям.» В.А. Сухомлинский ,или Януш Корчак вместе с воспитанниками шагнул в крематорий.

б) Педагогический такт есть чувство ответственности и чувство меры и сознательная дозировка действия, способность проконтролировать свои действия. Тактика поведения учителя состоит в том, чтобы предвидя его последствия выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия. Педагогический такт зависит от личных качеств учителя. Его кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства, общей культуры.

в) Педагогическая справедливость – своеобразное мерило объективности учителя. Сухомлинский писал: «Справедливость это основа доверия ребенка к воспитателю».

3. Познавательная направленность личности составляет духовные потребности и интересы. Главным из проявлений духовных сил и культурных потребностей является потребность в знаниях. Непрерывное самообразование – есть необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя. Одним из главных факторов потребности в знаниях является познавательный интерес к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой говорил: «Хочешь наукой воспитать человека, люби свою науку».

Таким образом, диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.

 

Лекция 3.

Тема: «Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.»

1. Задачи и структура педагогического образования.

2. Мотивы выбора педагогической профессии.

3. Самовоспитание педагога.

4. Самообразование педагога.

Как бы прискорбно не было, но в настоящее время мы встречаемся с противоречием: с одной стороны - требования к современному педагогу. А с другой – его образование, да впрочем, и образованность. Т.е., фактический уровень готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению своих функциональных обязанностей желает быть намного лучше, не говоря уж об индивидуально-творческом характере его деятельности. Вот этим и объясняется, что выпускники педагогической специальности в огромном количестве даже не приступают к своей профессиональной деятельности, а получив диплом о высшем образовании, ищут и находят себя в других областях (сферах) деятельности и успешно там работает, продвигается по карьерной лестнице, имеют успех.

Возникает вопрос: Почему это происходит?

1. Технократический подход в педагогическом образовании. Сокращение часов на педагогическую практику, возможность работать с детьми и др.

2. Это приводит к отчуждению учителя от общества, от национальных культур, от школы (учреждения), от учеников.

3. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии.

4. Как следствие, несоответствие системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Названные противоречия стали основанием для смены целевых ориентаций и внедрения системы многоуровневого педагогического образования. И очень приятно сознавать, что среди целевых государственных программ ведущее место занимает программа «Образование», которую курирует лично Президент РФ. Часть ФЗ «Об образовании», уж как он выполняется – другой вопрос, но часто на него ссылаемся. В результате целевой программы «Образование», изменились Госстандарты, появились новые программы, учебники, значительно окрепло материальная база и многое другое.

Но вернемся к многоуровневому образованию. Цель такого образования:

1. Расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества;

2. Повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся требований экономики и рынков труда.

Схема многоуровневого образования

Исследование статьи Карьерный рост

С а м о о б р а з о в а н и е

Полное высшее образование (магистр)

Дипломированный специалист на базе бакалавра
2 года

1 год

Высшее образование (базовое) бакалавр

       
   
 
 


Неполное высшее образование
4 года

2 года 5 лет 5 лет

 
 

 


3г. 10 мес 2г. 10 мес 2г. 10 мес

           
 
База 9 классов
 
База 11 классов
 
Неполное профессиональное образование

 


МПО (многоуровневое педагогическое образование) решает следующие задачи:

1. Личности (студенту) – осуществлять индивидуальный выбор содержания и выбор содержания и уровня получаемого педагогического образования, которые удовлетворяют его интеллектуальные, социальные, профессиональные и экономические потребности;

2. Обществу (системе образования, школе) – получение специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами (требованиями, возможностями);

3. Преподавательскому корпусу (факультет, колледж, институт, университет) – с большей полнотой реализовывать научные и профессиональные педагогические возможности.

В настоящее время педагогическая образовательная система работает над подготовкой специалиста разного уровня, по разным программам.

Итак, поподробнее. Среднее педагогическое образование - это профессиональное образование, получаемое на базе основного общения (9 классов) или среднего (полного) общего (11 классов) или начального профессионального образования в специализированных учреждениях: педагогическое училище, педколледж, факультет среднего профессионального образования в ВУЗах. Получение СПО (среднее педагогическое образование) происходит путем освоения одной из основных образовательных программ по конкретной специальности. Срок обучения по реализации образовательных программ среднего уровня на базе 9 классов – 3 года10 месяцев, повышенного уровня – 4 года 10 месяцев. На базе среднего (полного) образования (1 классов) – 2 года 10 месяцев. Имеют право работать: в дошкольных учреждениях, начальных классах, в коррекционной школе воспитателем, педагогом – организатором, педагогом дополнительного образования.

Высшее педагогическое образование специалисты получают в институтах, академиях, университетах (ВУЗы). Основные образовательные программы высшего педагогического образования (ВПО) имеют следующие уровни профессионального образования: бакалавриат, специалист, магистратура.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование по программе бакалавриата, срок обучения 4 года. Успешно окончившим студентам, т.е. прошедшим итоговую аттестацию присваивается квалификация (степень) «бакалавр» и выдается диплом бакалавра образования. Человек по каким-то причинам на этой ступени уровня не стал обучаться, но проучился 2 года, может получить диплом о неполном высшем образовании.

Далее, для получения квалификации «дипломированный специалист» на базе базового высшего образования (бакалавра) есть возможность в течение одного года освоить профессиональные программы, в соответствии с будущей педагогической специальностью, сдать госэкзамены, защитить выпускную работу и получить соответствующий по одной или по двум педагогическим специальностям. Но данную квалификацию можно получить и минуя степень бакалавра, освоив пятилетнюю программу специалиста.

Полное высшее педагогическое образование - основывается на базовом высшем образовании (бакалавр) представляет собой дифференциацию образовательных программ. За счет углубленной образовательной программы осуществляется подготовка специалиста «по заказу». Основная цель – подготовить специалиста-исследователя. Обучение длится 2 года на базе 4-х летнего базового уровня.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, присваивается квалификация (степень) магистра и выдается диплом магистра образования, что позволяет работать в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, ВУЗах.

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педагогического образования позволяет любому обучающемуся при необходимости выйти из нее по окончании той или иной ступени, а затем продолжить образование на следующей ступени в любом виде аналогичного профиля. Задачи многоуровневого педагогического образования – это есть обновление его содержания, которое представлено в основных образовательных программах, как среднего, так и высшего педагогического образования. Каждая образовательная программа предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин:

1. Общие гуманитарные и социально-экономические (ГСЭ).

2. Общие математические и естественнонаучные (ЕН).

3. Общепрофессиональные дисциплины (ОПД).

4. Дисциплины предметной подготовки (ДПП).

5. Факультативные традиционные дисциплины (ФТД).

Стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности педагога, в том случае, если они вырабатываются в процессе познавательной и преподавательской деятельности:

- практикумы;

- целевая направленность.

Практикум позволяет обеспечить конкретность, применение теоретических знаний в конкретных педагогических ситуациях:

- внедрение новых технологий;

- участие студентов в научных исследованиях, в познавании реальных психолого-педагогических проблем.

Таким образом, обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как к субъекту общения, познания и социального творчества повышает роль студента в освоении педагогической профессии. Будущий учитель четко должен представлять цель и задачи своей деятельности и средства профессионального становления. Особую значимость среди которых занимают: мотивы выбора профессии, профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование.

Об этих средствах становления личности педагога подробнее.

2. Мотивы выбора педагогической профессии.

Проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом мотивации поведения и деятельности человека, является наиболее сложной и мало изученной. Специальных исследований по этой проблеме практически нет. Но тем не менее, анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриента, позволяет определить их значимость и мотивы по ранжиру:

Первое место занимают:

1. Интерес к учебному предмету.

2. Желание обучать данному предмету.

3. Стремление посвятить себя воспитанию детей.

4. Осознание педагогических способностей.

5. Желание иметь высшее образование.

6. Представление об общественной важности, престиже педагогической профессии.

7. Стремление к материальной обеспеченности.

8. Стечение обстоятельств.

Однако, если мы проанализируем мотивы поступления абитуриентов на учительскую специальность по 1, 2, 3, 4 пунктам и (как бы самым важным мотивам), то заметим, что таковых очень немного, чуть больше 50%. Разумеется, это очень мало.

Вместе с тем, учителей – энтузиастов на Руси всегда было много и все они являлись выдающимися педагогами.

Цитата из сочинения Н.А. Добролюбова, выдержки: «Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя служению отечеству моему… Но, наконец, остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе способность, желание и терпение – все, что нужно для этого трудного дела». Далее: «Для того-то я прихожу в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенству прохождения своей должности, чтобы здесь в продолжении нескольких лет приучить себя к мыслям быть наставником юношества».

Выбор профессии педагога предопределяет и мотивы учения. Если мотив принять как предмет потребности, то для будущих учителей такими потребностями могут быть:

1. Чисто познавательный интерес.

2. Стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности.

3. Чувство долга и ответственности.

4. Занять престижное место в коллективе, в обществе.

5. Желание выделиться среди коллег.

6. Получить похвалу, получит повышенную стипендию.

В этом случае возможны две ситуации мотивов выбора:

Тип 1: Начинающий учитель приступил к работе, отдавая все силы, прежде всего потому, что им руководили честолюбивые чувства. Но со временем его увлек и сам процесс общения с детьми, из него пробудился интерес к преподаванию. Осуществление педагогической деятельности со всеми сложностями и, в то же время привлекательностью, превратилось из цели в мотив деятельности.

Тип 2: Ситуация, мотивы, в этом случае делятся:

а) ведущая (доминантная);

б) ситуативная (мотивы-стимулы).

- В первом случае учение и будущая деятельность являются целенаправленным притяжением и цели совпадают с мотивами.

- Во втором случае ситуации мотивов воспринимаются как целенаправленные принуждения, т.е. цель и мотивы не совпадают. В этом случае деятельность учителя безразличная и даже негативная (такого учителя нельзя допускать к детям).

Что касается ситуации 1 типа, то эти учителя работают, как правило, с увлечением, продуктивно. У них успех, их уважают, помнят. Во втором случае, работа проходит тягостно, с небрежным, нервным напряжением, обычно не имеет хороших результатов. Поэтому для таких учителей ничем не будут оправданы их нахождения на педагогической работе любой специальности.

3. Самовоспитание педагога

К.Д. Ушинский сказал: «Учитель живет до тех пор, пока учится», как только учитель перестает учиться, в нем умирает учитель-профессионал. В современных условиях этот тезис наиболее актуален. Так что же такое профессиональное воспитание?

Как и любая другая деятельность педагогическая деятельность в своей основе имеет достаточно сложную структуру. Обычно источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении, в самосовершенствовании. Однако данная потребность не появляется автоматически, т.е. сама собой. Скорее всего это происходит из-за потребности разрешить противоречия между требованием общества и условием развития личности учителя, т.е. внешние факторы (требования и ожидания) общества стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на различные ухищрения, чтобы снять эти противоречия.

Вызванная потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным (внутренним) источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, чувством честит, здорового самолюбия). Все это вызывает систему действий к самосовершенствованию, т.е. учитель создает себе кумира профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личную глубоко осознанную ценность, тогда появляется потребность в самосовершенствовании и начинается процесс самовоспитания.

Самый простой (внутренний) способ самосовершенствования: 1) чтение специальной литературы; 2) знакомство с жизнью выдающихся педагогов; 3) изучение творчества великих, знаменитых педагогов.

Внешние факторы стимулирования процесса самосовершенствования это: а) коллектив; б) стиль руководства школы; в) фактор свободного, но полезного времени. Учитель, особенно начинающий, попадая в творческий коллектив, где царит атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения, где объективно и принципиально оцениваются успехи и недостатки, внимательно относятся к творческим поискам и непременно радуются находкам – здесь педагогический профессиональный рост молодого учителя неизбежен. В другом случае, где склоки, корысть, недоверие и иногда унижение, потребность в самосовершенствовании, да и отношение к самой профессии будет убито.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:403

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.