Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Содержательные теории мотивации

Основные понятия в области мотивации

Мотивация как основная функция менеджмента

 

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Идеи о побуждении людей к той или иной деятельности восходят к древним временам (библия, античность). Сегодня известно множество теорий мотивации, которые в целом можно разделить на 2 крупные категории:

  • Содержательные;
  • Процессные.

Содержательные теории мотивации обращают внимание на идентификацию тех внутренних факторов (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Среди данной группы выделяют теорию А. Маслоу, Д. Мак-Клеланда, Ф. Герцберга.

Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основными теориями являются: теория ожидания, теория справедливости и модель Потера –Лойера.

Теории мотивации развивались эволюционно и не взаимоискючают друг друга, а имеют свои ситуационные области применения.

Наблюдая за людьми, психологи сделали вывод, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологический недостаток чего-либо. Содержательные теории мотивации пытаются классифицировать потребности человека, выделяя среди них первичные и вторичные.

Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными (потребность в пище, воздухе, сне и т.д.)

Вторичные потребности - по природе своей связаны с психологией человека – потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и т.д.

Первичные потребности заложены в человеке изначально, вторичные осознаются в процессе получения опыта. Потребности служат мотивом к действию, побуждают устремленность к целям (ценным для себя результатам). Все, что человек считает ценным для себя в процессе мотивации может называться вознаграждением (они различны для различных людей). Менеджеры имеют дело с двумя основными типами вознаграждения:

· Внутреннее – чувство удовлетворения от достижения результатов (самоудовлетворение, самоуважение и т.д.);

· Внешнее – дается организацией и может быть материальным и моральным.

 

Данная группа теорий пытается определить, в первую очередь, потребности, побуждающие людей к действию (особенно в случаях определения объема и содержания получаемой работы).

Иерархия потребностей по Маслоу указывает, что после удовлетворения очередной потребности ее влияние на поведение человека прекращается. В то же время, для того, чтобы следующий более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Люди начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности. Какая-то потребность доминирует, но деятельность стимулируется не только ею (рис. 7.1).

Рис. 14. - Иерархия потребностей по Маслоу

Иерархия потребностей по Маслоу показывает последовательность влияния потребностей на поведение человека. В реальности имеет место «перекрытие потребностей», т.е. возникновения потребностей верхнего уровня, не исключающее потребности нижних уровней. Менеджер должен выявлять, какие активные потребности движут окружающими его людьми, а также какими методами следует удовлетворять потребности подчиненных. Согласно теории Маслоу, для того, чтобы мотивировать труд человека менеджер должен создать условия для последовательного удовлетворения его потребностей.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:471

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.