Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Иерархия потребностей по Маслоу.

Мотивация и иерархия потребностей.

Потребности и мотивационное поведение

Мотивация и иерархия потребностей

Первичные и вторичные потребности

Потребности

Лекция № 15

Психологи утверждают, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в виде сознательного ее ощущения существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации, к числу которых относится концепция Абрахама Маслоу, представляют собой попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. Большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.

Одной из самых первых и самых известных в мире теорий мотивации является модель приоритетов потребностей А.Маслоу. Он выделил пять видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.

Первые два вида потребностей объединены в группу первичных потребностей, а-последние - в группу вторичных потребностей.

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют разный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Осознание потребностей личности определяет интересы, цели, желания.

1. Физиологические потребности (еда, жилье, отдых и т.д.)

2. Потребности в защищенности, безопасности.

3. Социальные потребности в причастности, принадлежности.

4. Потребности в уважении, признании достижений.

5. Потребности самовыражения, реализации потенциала.

 

Все выделенные в иерархической последовательности потребности могут проявляться одновременно. Однако, по теории Маслоу, потребности первой и второй группы являются наиболее сильными, доминирующими,


определяющими поведение человека до того момента, пока он их не удовлетворит. В пирамиде Маслоу выражена количественная сторона потребностей человека. Это означает, что число людей, имеющих более высокие, в соответствии с иерархией, потребности, постепенно уменьшается. Следовательно, значительно меньше людей стремящихся к самореализации и вместе с тем нет на земле человека, который мог бы жить без воды и пищи. Качественная сторона потребностей человека показывает, что значимость вторичных потребностей гораздо выше первичных. В современном мире цивилизованный человек стремится не только обеспечить себя самым необходимым для жизни, но также реализует свой культурный и профессиональный уровень. Именно это стремление к удовлетворению возрастающих потребностей является главной причиной заинтересованности в труде.

В работе менеджера наиболее трудная часть работы - создание условий сотрудникам для удовлетворения потребностей высшего порядка. Так, социальные потребности можно реализовать, предоставляя сотрудникам работу, которая способствует деловому общению. Необходимо создавать обстановку команды единомышленников, целесообразно сохранять корпоративный дух и сохранять благоприятные неформальные отношения в коллективе. Примерами неформальных групп могут быть любители классической музыки, филателисты, болельщики спортивных команд.

Потребность в уважении реализуется путем предоставления сотрудникам более содержательной и интересной работы, привлечения сотрудников к выработке необходимых решений. В этом случае персонал компании будет чувствовать свою причастность к общему делу. Менеджер может делегировать подчиненным права и полномочия для профессионального роста, управления деловой карьерой. Для повышения уровня компетентности необходимо обеспечивать и поддерживать обучение и переподготовку подчиненных.

Наиболее трудно реализуемая задача для менеджера - это удовлетворение людей в самореализации (самовыражении). В этом случае менеджеру необходимо постараться точно определить и реализовать потенциал каждого работника, поручать подчиненным сложные и важные задания, требующие полной отдачи, поощрять и развивать творческие способности подчиненных, создавать предпосылки для превращения труда из средств заработка в средство самовыражения и развития личности.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:611

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.