Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Планирование - как основа управления

Классики менеджмента утверждают, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменной ориентации, что является причиной плохого состояния дел и краха.

Применение планирования создает преимущества:

- делает возможной подготовку к исследованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблему;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для подготовки менеджеров;

- способствует более разнообразному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Наиболее нуждаются в применении планирования вновь возникшие частные и государственные фирмы.

Пределы планирования:

- неопределенность финансовой сферы

- величина издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования

- масштаб деятельности фирмы

 

- приоритет краткосрочных задач над долгосрочными

- природа личности менеджера

- теоретический подход к проблеме «плановиков»

 

Планирование – важнейшая часть бизнеса.

Понятие планирование деятельности фирмы имеет 2 смысла :

- общеэкономический (общая теория фирмы и ее природа )

- управленческий (когда планирование является функцией менеджмента)

 

Планирование – умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

 

В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

 

• определение целейпланирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;

• анализпроблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;

• поиск альтернатив- выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

• определениепотребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;

• оценка- проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

• оформлениеплана в виде единого документа.

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации

разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам.

 

 

  1. Принципы планирования.

Принципы планирования определяют характер плановой деятельности в организации. Их соблюдение является предпосылкой к эффективной работе фирмы и снижению отрицательных результатов планирования. Файоль выделил 4 принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Ансоф добавил принцип участия.

Принцип единства: планирование в организации должно иметь системный характер

Принцип участия: каждый член организации – участник плановой деятельности (информированность участников, планы организации = личные планы, развитие работников)

Принцип непрерывности: Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением

непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

 

Принцип гибкости: Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

 

Принцип точности: Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

 

 

  1. Системы и разновидности планов организации.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности , которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По существу план – это набор инструкций для менеджеров описывающих роль которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов , которые можно разделить на следующие этапы:

- стратегический план (генеральный план – 5 лет)

- общефирменный план (главные задачи развития организации )

- краткосрочные планы

- программы и бизнес проекты

 

Стратегический план – видение миссия общие цели место организации в будущем выбранные стратегические действия. Данный план ориентирован для принятия решений на более низких уровнях. Данный план ограничитель для планов более низких уровней по ресурсам.

Наступательный план – предполагает развитие организации

План развития (Бизнес-план) – комплекс взаимосвязанных мероприятий необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. Он определяет пути выхода на новые позиции.

Оборонительный план – удержание позиций и предупреждение

Ликвидационный план – рекомендации по избавлению от ненужных экономических потерь.

Программы – определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации (по совершенствованию технологий, организации контроля качества, учета движения запасов и т.д.)

Бизнес-проекты – ориентируются на определенный аспект развития организации (устанавливают стоимость, график выполнения работ, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются конкретной проработкой)

 

Долгосрочные и среднесрочные планы объединяются в категорию перспективных,

разрабатываемых на период свыше одного года.

В рамках долгосрочных планов (5—10 и более лет) создается концепция развития

фирмы на перспективу

Долгосрочные планы обычно разрабатываются в виде набора целей, целевых

комплексных профамм, стратегических планов и т. п.

Задачи, обозначенные в них преимущественно в качественных положениях,

конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах (составляются

от 1 года до 5 лет) в количественных показателях (в том числе финансовых).

Таким образом, среднесрочные планы являются проекцией долгосрочных

на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более

агрегированные — в менее агрегированные.

Сегодня стратегическое планирование выполняет следующие главные функции:

• определяет пути формирования конкурентных преимуществ;

• поддерживает у менеджеров и персонала ориентированный на будущее образ

мышления и поведения;

• обеспечивает формирование и реализацию политики в области маркетинга;

• создает предпосылки стратегического контроля;

• придает единство управленческим процессам в различных сферах деятельности

организации;

• ослабляет бюрократические тенденции.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на

развитие ее потенциала, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выживания.

Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных

тенденций, угроз и возможностей, которые существуют (могут появиться)

во внешнем окружении фирмы, и всесторонний прогноз их будущего изменения.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:718

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.