Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Обсуждение итогов и формулирование выводов.

Специфика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Отказаться от формулировки выводов, как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности.

В связи с этим в дошкольном учреждении словесный ответ об увиденном и формулирование выводов не должны копировать опрос школьников. Независимо от выбранной формы, педагог должен:

· побуждать детей к самостоятельным выводам. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с педагогом радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу.

· выслушать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут дать направление мысли, постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построения предложений.

· не торопиться формулировать выводы самостоятельно, если дети ошибаются.

· помочь осознать возникшее противоречие, если дети делают неправильные или недостаточно четкие выводы. Этому помогут дополнительные наблюдения, опыты или эвристические рассуждения. Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых явлений природы было опровергнуто, чтобы дети были подведены к правильному пониманию сущности того или иного явления.

Анализ практики работы дошкольного учреждения позволяет выявить ряд типичных недостатков, которые характерны для организации экспериментов:

1. Природоведческие, экологические эксперименты проводятся в дошкольных учреждения недостаточно часто. Одна из основных причин сложившегося положения – недооценка педагогами познавательного и воспитательного значения данного метода.

2. Основная масса педагогов не проводит эксперименты в силу недостаточной подготовленности к ним как в теории, так и в методическом отношении.

3. Большинство экспериментов носит созерцательный характер. При их проведении отсутствует самостоятельная исследовательская деятельность детей, что не способствует развитию их инициативы и самостоятельности, снижает образовательную и воспитательную ценность экспериментов.

4. Проводимые эксперименты зачастую не отвечают основному своему назначению – анализу природоведческого материала, ознакомлению с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с приспособлением живых организмов к среде обитания. В большинстве случаев педагог называет объекты и их отдельные части, но не дает биологической и экологической характеристики, не вскрывает сущности реакции организма на то или иное воздействие, не акцентирует внимания на взаимоотношениях организма со средой , не показывает положительного и отрицательного влияния человека на природу.

5. Часто эксперименты не получают логического завершения.

6. Проводимые эксперименты, как правило, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы.

7. Результаты экспериментов не всегда используются на последующих занятиях. Это приводит к нарушению принципа системности и последовательности обучения при ознакомлении с природой.

8. Зачастую выводы сообщаются педагогом в готовом виде, к их формулированию не привлекаются дети. Наиболее распространенное оправдание такого положения – нехватка времени. Однако данная ссылка несостоятельна, поскольку главной задачей проведения экспериментов является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых. На размышление всегда уходит время, и эти траты надо заранее закладывать в конспект занятия.

9. Иногда анализ результатов опытов подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:378

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.