Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 5. Методика организации и проведения экспериментов

В методике организации экспериментов можно четко выделить 4 этапа:

1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи

2. Поиск путей решения проблемы

3. Выполнение работы и проведение наблюдения.

4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.

 

Для усвоения объема знаний о природе необходима организация экспериментов. Педагог отбирает то содержание, которое можно освоить при помощи данного метода и организует жизненные ситуации, направляя внимание детей на выделение познавательных задач.

В ходе решения предлагаемых ситуаций у детей возникает необходимость соотнести имеющиеся знаний с тем, что они непосредственно воспринимают. Эксперимент начинается с того, что дети осознают, что известно, а что нет.

1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи

Эксперимент используется как способ решения познавательной задачи.

· Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми, постоянно задавая взрослым свои вопросы «почему», «отчего».

Например, на запрет взрослого не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый, искристый, сверкающий… Убедительно эту проблему можно решить путем постановки эксперимента. Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с последующим рассматриванием грязного фильтра.

· Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.

Например, готовясь к посадке семян на огороде, педагог спрашивает детей: «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена в невскопанную землю?». Гуляя на участке, педагог обращает внимание детей, что на тропинке трава не растет. Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля твердая, а рядом на обочине – рыхлая. Подводит детей к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабому растению трудно через нее пробиться.

Другой раз, рассматривая тень от любого предмета (от дома, от дерева), педагог предлагает провести на снегу, на песке линию строго по границе света и тени. Через пять минут обращает внимание, что тень переместилась относительно отметки. Проверив еще раз – граница смещается опять. Почему тень передвигается? Потому что Солнце ходит по небу (или потому что Земля вращается, смотря что мы хотим объяснить детям).

· Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно

Например, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно. Почем он так сказал? Ведь у Маши руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?

Дети вовлекаются в проблемную ситуацию: «Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши руки закоченели?»

Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем тепло под снегом или холодно?»

Это будет следующим этапом постановки эксперимента

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:502

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.