Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 3. Требования к проведению экспериментов

1. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим требованием является принцип «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в одном методическом пособии содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; понаблюдайте, как паук опутает муху паутиной, и будет высасывать ее содержимое».

В процессе экспериментов не стоит пытаться заставить животное делать то, что для него не свойственно. Например, если кошка не ест не пытайтесь впихнуть конфету – животное может укусить.

В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги. Воздействие данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в процессе наблюдений в естественной среде, а не в специально организованном наблюдении.

2. Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или горячей водой), опыты лучше проводить демонстрационные. Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей – работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т.п.

3. Эксперименты всегда должны строиться на основе, имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений, труда. Детям должны быть ясны их цель и задачи. Поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать). Например, «Тепло ли траве под снегом или нет».

4. Объект, выбранный для эксперимента должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере воробьев, снегирей, а не ворон и сорок.

Объект, выбранный для экспериментирования должен быть типичным для данной группы объектов и содержать все необходимые части. Так, для запланированного наблюдения неправильно приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. При знакомстве с дефективными объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функциях. Кроме того дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.

5. Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками (подбирали вазы для веток, наливали воду, определяли куда лучше поставить и т.п.)

6. Необходимо осуществлять руководство экспериментом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

7. Для проведения сравнительных экспериментов, чтобы заметить происходящие изменения, следует брать 2 объекта: один – опытный, второй – контрольный. Например, одни посевы поливаем, а другие – нет.

8. Во время экспериментов необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт по выявлению необходимости света для роста растений, педагог выбирает два одинаковых растения, осуществляет одинаковый уход за ними, но одно растение ставит в темное место, а другое – остается на свету.

9. При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

10. Один и тот же эксперимент необходимо проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать все дети, которые в первый раз не проявили к нему интерес.

11. В процессе длительных опытов необходимо фиксировать наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это с одной стороны, помогает детям отмечать состояние, условия и устанавливать причины изменений, а с другой поддерживает интерес детей к происходящему.

12. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда все это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики проведения эксперимента, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение, поэтому педагог должен быть постоянно готов к незапланированным явлениям. Всегда надо помнить: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит:

- не соблюдены какие-то условия,

- неудачно подобран объект,

- не учтено его физиологическое состояние и т.п.

Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя.

Педагог должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить себя и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Важно помнить, что природа никогда не обманывает, никогда не ошибается.

13. Важно уделять внимание вопросам гигиены. Детей следует приучать после окончания работы мыть руки и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.

 

Вопрос 4. Содержание природоведческих экспериментов

Содержание знаний о природе, представленное в программе «Пралеска» позволяет педагогу отобрать материал, который возможно дать детям, организуя эксперименты.

В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты:

* по каждому пункту привести пример

· с предметами неживой природы:

- изменение агрегатного состояния воды под влиянием изменения температуры

- выявление свойств и качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха

- изучение свойств света, магнита, электричества, звука, теплоты

- Земля, космос.

· с растениями:

- изучение основных потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании)

- изучение функций частей растения (дыхание, питание)

- дифференцированные потребности растений

· с животными:

- приспособление животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов)

- дифференцированные потребности животных

· направленные на познание организма человека:

- назначение органов чувств

- функции носа, языка, уха, глаза, руки

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1568

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.