Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 2. Виды экспериментов

 

Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

· с растениями

· с животными

· с объектами неживой природы

· направленные на познание организма человека

2. По месту проведения:

· в групповой комнате

· на участке дошкольного учреждения

3. По количеству детей:

· индивидуальные (1-3 реб.)

· групповые (5-10 детей)

· коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

· случайные

· запланированные

· поставленные в ответ на вопрос ребенка

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы педагог мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. Иначе интереснейшие события пройдут мимо него непонятыми и незамеченными.

Эксперименты как ответ на детские вопросы проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому провести несложные наблюдения, например: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник».

5. По характеру включения в педагогический процесс:

· эпизодические (проводимые от случая к случаю)

· систематические

6. По продолжительности:

· кратковременные

· длительные

7. По характеру мыслительных операций:

· констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление)

· сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

· обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

8. По характеру познавательной деятельности детей:

· иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)

· поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

· решение экспериментальных задач. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Например, собирая детей на прогулку, педагог предупреждает: «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушав мнения детей, предлагает: «Давайте посмотрим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Вернувшись с прогулки дети приносят два снежка: один оставляют на тарелке открытым, другой – заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, - и тепло, и холод.

Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:

- Как доказать, что … (например, воздух может передвигать предметы и т.п.)

- Сколькими способами можно осуществить это действие… (например, потушить свечу, и т.п.)

- Предскажите, что получится, если … (например, какой предмет не утонет, не сгорит и т.п.)

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания.

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

9. По способу применения:

· демонстрационные

· фронтальные.

Демонстрационными называются эксперименты, при которых на занятии имеется всего один объект для изучения, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие эксперименты, при которых на занятии имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

10. По характеру действии, осуществляемых в эксперименте:

· Реальный эксперимент

· Модельный эксперимент

· Мысленный эксперимент.

Реальный эксперимент характеризуется тем, что предметно-манипулятивная сторона является в нем преобладающей, т.к. информация добывается ребенком в процессе непосредственного воздействия на материальный объект в специально созданных условиях. Например, знакомство со свойствами воды, снега, песка и т.д.

Модельный эксперимент предполагает деятельность детей не материальными объектами, а их моделями. Используемая модель замещает собой объект исследования. В модельном эксперименте используются модели трех видов: предметные, предметно-схематические и графические. Например, знакомство с причинами наступления дня и ночи на Земле, или с тем как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Мысленный эксперимент имеет дело не с самими материальными объектами, а с их образами. Объектом мысленного эксперимента являются идеальные модели, замещающие реальные. Ребенок в мысленном плане ставит модель в различные положения и выбирает такие условия, в которых, как в обычном опыте должны проявиться особенности исследуемых объектов.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:911

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.