Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Общая характеристика методов сбора первичной информации

Классификации психологических методов.

Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

1 группа — организационные методы — группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

2 группа — эмпирические методы — группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации».

К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.).

3 группа — методы обработки данных — подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т.д.).

4 группа — интерпретационные методы — различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Ввиду того, что часто психологам приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование ее познавательной сферы и т.д., помимо методов, указанных Б. Г. Ананьевым, целесообразно выделить еще одну группу.

5 группа — методы психологического воздействия — специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

При использовании методов психологии в ходе психологического исследования необходимо соблюдать следующие этические нормы:

1. Участие в психологическом исследовании должно сообщаться испытуемому заранее и быть добровольным

2. Проведение самого исследования не должно хоть как-то навредить испытуемому с точки зрения его физического и психического здоровья.

3. Интерпретация полученных данных и выводы сообщаются с большой осторожностью (если это необходимо), т.к. это может повредить нормальной жизнедеятельности и взаимодействию с окружающими для испытуемого.

Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от обыденного (житейского) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

НАБЛЮДЕНИЕ — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклом, прозрачном в одном направлении. В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект о наблюдении.

По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристиках. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном результаты, как правило, фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, в наблюдатели только фиксируют выделенные единицы и никакие другие.

Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

Процедура наблюдения складывается из следующих этапов.

1. Определение цели (для чего наблюдать?).

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

В условиях педагогической деятельности наблюдение всегда доступно педагогу. Однако для того, чтобы данный метод давал достоверную и разностороннюю информацию педагог должен развиваться в себе соответствующие навыки и качества.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от экспериментатора.

Общие правила проведения лабораторного эксперимента:

¦ введение экспериментатором независимых переменных и контроль за воздействием на испытуемых (контроль за изменением зависимых переменных);

¦ выделение контрольной и экспериментальной групп для сравнения эффекта воздействия на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

Кроме основных методов сбора первичной информации используют и другие методы — тестирование, опрос, биографический метод, анализ результатов деятельности и др.

ТЕСТ — (от англ. test — опыт, проба) — один из методов сбора первичной информации, характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления.

Часто тест называют стандартизированным испытанием, подразумевая, что при выполнении его заданий, а также при обработке результатов должны четко соблюдаться установленные нормы и правила, что и позволяет получать достаточно достоверные результаты.

ОПРОС — метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования.

Опрос чаще всего выступает в виде двух вариантов: анкетирования и интервьюирования. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В практической деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет.

ИНТЕРВЬЮ — вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные, обычно заранее приготовленные, вопросы.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:642

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.