Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Творчество выдающегося английского актера XX века Джона Гилгуда.

 

Джон Гилгуд (1904-2004) - великий английский актер и режиссер - сформировался под влиянием великой Эллен Терри, которой он приходился племянником. С первых шагов на сцене встретился с Чеховым, и одним из его любимых образов был Петя Трофимов. В 1924 г., в девятнадцать лет, Гилгуд сыграл Ромео в спектакле известного режиссера Барри Джексона. Критика отметила Гилгуда, но сам он считал, что не дорос еще до Ромео. Петя Трофимов был ему ближе. Он придумал себе грим: черный парик с залысинами на висках и макушке, небольшая бородка и очки в стальной оправе. Тщательно разработав характер, Гилгуд — как он сам о себе пишет — сумел «сохранить верность этому образу и полностью стать тем, что... требовали новая внешность и сюжет пьесы... в роли Трофимова я вдруг почувствовал себя куда более непринужденно, чем в роли Ромео». В 1925 г. Гилгуд сыграл Треплева в «Чайке» в режиссуре Филиппа Риджуэя. Его Треплев был «Гамлетом в миниатюре». В этой роли его увидел Федор Федорович Комиссаржевский (1882-1954) — известный русский режиссер и театральный педагог, эмигрировавший в начале 1820-х гг. в Англию и прославившийся здесь постановками пьес А.П. Чехова. Он пригласил Гилгуда в свой спектакль на роль Тузенбаха, хотя «Чайка» Риджуэя Комиссаржевскому не понравилась за мрачность атмосферы и «обилие русских сапог и косовороток». Для Гилгуда русский режиссер был «истинным художником, блестящим педагогом и зачастую вдохновенным постановщиком».

«Трех сестер» Комиссаржевский поставил в романтическом духе. Он отнес время действия на двадцать лет назад, одев сестер в платья с турнюрами. Прически были с шиньона ми, которые носили в 1880-х. Спектакль был очень живописен. Комиссаржевский замечательно освоил небольшое пространство сцены, на которой была терраса и через нее проглядывали комнаты. Были использованы ширмы, на которые проецировались тени находившихся в комнате. Из персонажей самые большие изменения претерпел Тузенбах, превращенный в красавца в военном мундире. Спектакль отличал великолепный ансамбль. Все паузы были тщательно отработаны на репетициях, на которых позволялось импровизировать. Актеры работали с наслаждением. Успех был сенсационным.

Вслед за «Тремя сестрами» Комиссаржевский поставил «Катерину» («Екатерину Ивановну») Л. Андреева, в которой Гилгуд играл мужа героини, Георгия, по мнению Гилгуда, «славянского Отелло». Снова Комиссаржевский удивил сценографией. Он построил двухъярусную декорацию, которая была задействована и обжита актерами. Сенсацией стало красное платье Катерины с большим декольте и обнаженной спиной, которое ряд критиков назвали бесстыдным, тем не менее снобы ходили на спектакль из-за этого платья. Гилгуд сыграл одну из лучших своих ролей, удостоившись похвалы Патрик Кэмпбелл. Он навсегда остался благодарным Комиссаржевскому, считая себя обязанным ему как режиссеру и вдумчивому педагогу.

В 1936 г. Комиссаржевский поставил в Нью тиэтр «Чайку», в которой были заняты Пегги Эшкрофт (Нина), Эдит Эванс (Лркадина), Джон Гилгуд (Тригорин). Спектакль отличался точно выверенным ритмом, интересными мизансценами. Слабовольный, симпатичный, Тригорин—Гилгуд — «искренний в своей неискренности, ни в коем случае не первоклассный писатель.... В последнем акте Комиссаржевский трактовал его как фигуру трагическую: он понимает горе, которое причинил окружающим, жалеет Константина, которого считает талантливее себя, стыдится возвращения к Аркадиной и искренне потрясен смертью ее сына». Гилгуд восхищался Эдит Эванс (1888-1976), отмечая ее красоту, элегантность, которыми прикрывался ее эгоизм. Она не побоялась внести комические мазки, давая понять, какая она жадная и как она скрывает это. Однако ее эгоизм сочетался с минутами нежности к брату и сыну, ее постоянно обуревала ревность и страх потери Тригорина, она мучительно воспринимала свой возраст.

Это была первая по-настоящему чеховская «Чайка» в английском театре. Работа с Комиссаржевским не только отточила мастерство Гилгуда, но вызвала интерес к режиссуре, к которой он скоро обратится. Но прежде он встретится в «Привидениях» Ибсена с Патрик Кэмпбелл, которая даст ему бесценные советы, особенно в самых эмоциональных местах. Он замечает: «Будь миссис Кэмпбелл режиссером, она не уступила бы миссис Кэмпбелл актрисе», однако режиссер для нее был «лишь прах под ее триумфальной колесницей».

В 1929 г. Гилгуда приглашают в Олд Вик, которым тогда руководила выдающаяся Лилиан Бейлис (1874-1937), превратившая второразрядный театр во всемирно известный «Дом Шекспира», единственный театр в мире, где игрались все пьесы Шекспира. Первой ролью Гилгуда в этом театре был Ромео. Спектакль ставил Харкорт Уильямс, который, подобно Комиссаржевскому, оказал влияние на становление режиссерского метода и актерского искусств Гилгуда. В свой первый сезон в Олд Вик он сыграл Ричарда II, Макбета, Орландо, Оберона и Гамлета. Ему было двадцать пять лет, и это был самый молодой Гамлет за век с четвертью. Впоследствии он писал о своем первом Гамлете: "Сердитый молодой человек 20-х годов был чуть более упадочен (и, как мне кажется теперь, более аффектирован), чем его двойник 50-х или 60-х годов, но бунт против условности, неистовость и горечь - все эти свойства остаются, разумеется, неизменными из поколения в поколение». В 1934 г. он вновь возвращается к Гамлету, но на сей раз и как режиссер спектакля. В 1936 г. он играет Гамлета в Нью-Йорке в постановке Тайрона Гатри; в 1939 и 1944 гг. вновь играет Гамлета в Лондоне. Он работает над этой ролью пятнадцать лет, и в каждом спектакле выступает современником эпохи, в которую играет эту роль.

В 1931 г. состоялся его режиссерский дебют в Оксфорде, где он поставил «Ромео и Джульетту». Пегги Эшкрофт играла Джульетту и Эдит Эванс - Кормилицу. В 1935 г. он делает новую постановку «Ромео и Джульетты» с Эшкрофт и Эванс. Гилгуд решает играть в очередь Ромео и Меркуцио, пригласив на эти же роли Лоуренса Оливье, который принимает предложение, отказавшись от собственной постановки «Ромео и Джульетты».

Весной 1930 г. он сыграл в Олд Вик Просперо в «Буре» и короля Лира. Про его Просперо писали, что Гилгуд в этой роли как будто сошел с полотен Эль Греко. Второе обращение Гилгуда к Лиру (1940) было намного плодотворнее первого — не только потому, что он стал старше, но прежде всего потому, что спектакль, который ставил Л. Кэссон, согласился консультировать Гренвилл-Баркер. Он занялся стихом и гармонизированием голоса, хотя общий план спектакля, сценография, мизансцены у него были точно расписаны. В 1955 г. Гилгуд еще раз сыграл Лира в театре Палас в режиссуре Джорджа Девина, отказавшись от исторического контекста и приблизив трагедию к современности. Сценография японского художника Исаму Ногучи, построенная на абстракции, как писала критика, более имела отношение к Эвклиду, нежели к Шекспиру. В программе к спектаклю говорилось, что его создатели стремились показать «вневременное, внечеловеческое, мифологическое в сюжете... сосредоточенность на тексте и актерах». Но спектакль не имел успеха, не вызвав отклика ни у критики, ни у зрителей. Впоследствии П. Брук, называя этот спектакль интересным экспериментом, объяснил неудачу тем, что авторы спектакля не учли того, что трагедия Шекспира «принадлежит нашему времени, и вместе с тем у нее свой временной отсчет реальности».

Гилгуд — актер многоплановый, играющий не только классику, но и современные пьесы. Так, в 1964 г. он сыграл в Нью-Йорке Джулиана в самой зашифрованной пьесе Э. Олби «Крошка Алиса», в 1971 г. поставил в Нью-Йорке «Все кончено» Олби так, как можно ставить только пьесы Чехова, что было отмечено во всех критических статьях. В 1975 г. Он участвует в постановке Питера Холла пьесы Пинтера Г. «Ничейная земля». Олд Вик можно назвать его alma mater, и прав Тайрон Гатри в том, что Джон Гилгуд «первый большой артист, которого воспитал Олд Вик».

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:480

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.