Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 3: Раскрыть сущность научно-педагогического исследования и охарактеризовать его основные методы

 

Основной функцией педагогики как науки является исследование за­конов, закономерностей и тенденций развития человека, формирования личности, организации учебно-воспитательного процесса, объяснение педагогических явлений вообще. Для надежных и объективных выводов исследователю необходимы факты. «Факты — воздух ученого», — гово­рил академик И. П. Павлов. Приоритет фактов перед фантазией, не опира­ющейся на реальность, выделял в педагогике и К. Д. Ушинский.

Таким образом, важнейшим условием и фактором развития науки пе­дагогики является научно-педагогическое исследование.

Выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:

фундаментальные — направлены на разработку основных педагоги­ческих категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений,
позволяют дать им научное объяснение. В результате таких исследований со­здаются педагогические теории (теория обучения, теория методов и органи­зационных форм и т. д.). Результаты фундаментальных исследований составляют теоретическую основу для проведения прикладных исследований;

прикладные — проводятся в области частных методик и направлены
на решение вопросов, связанных с педагогической практикой;

методические разработки — конечные результаты исследований,
непосредственно применяемых на практике (учебные программы, учеб­ники и учебные пособия, методические рекомендации и т. п.).

В структуру научно-педагогических исследований входят педагогиче­ские источники и методы исследования.

Для развития любой науки, в том числе педагогики, необходимы факты. Эти всевозможные «хранилища» продуктов воспитательной деятельности че­ловека и общества, т. е. базы фактов педагогического содержания, откуда ис­следователь черпает сведения и первичную информацию о педагогическом процессе, будем называть педагогическими источниками. К ним относятся:

♦ Письменные источники— это те, в которых педагогические факты
зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы):
учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические
рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие до­кументы органов образования: приказы, инструкции, уставы, циркуляры,
положения; руководящие документы государственных органов и об­щественных организаций по вопросам образования и воспитания; учетно-
отчетная школьная и внешкольная документация и др. Ценным педагогическим источником являются дневники выдающихся деятелей науки, куль­
туры, педагогики, например, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

♦ Изустные источники— это все то, что устно воспринимается
в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструк­ции, содержание конференций, совещаний, семинаров, диспутов и др.

Практика как педагогический источник— массовый, постоянно
обновляющийся и потому неисчерпаемый источник. А. С. Макаренко образно
выразился, имея в виду эту сторону педагогических фактов, что воспитание
происходит «на каждом квадратном метре земли и ежеминутно». Это вечно
живой, непрерывно возобновляемый «родник» педагогических фактов.

Статистические источникисодержат интересный материал по ко­личественной характеристике явлений воспитания, развития личности, воп­росов образования, например, о числе школ, учащихся, выпускников учеб­ных заведений разных типов, учителей, о бюджете образования, количестве
молодых специалистов, количественных показателях успеваемости и т. п.

Наглядно-изобразительные педагогические источники— это фоне-,
фото-, кино-, видеоматериалы и документы педагогического содержания.
Они дают конкретные, наглядные факты о педагогических явлениях.

Вещественные источники— это предметы и вещи человека, кото­рого изучают; они могут быть изготовлены им самим или просто он ими
пользуется; это — учебные принадлежности, вещи школьника, модели,
макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы.

Народная педагогикаявляется богатым источником. Народные тра­диции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники,
игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки,
народные приметы, поверья, предания и сказы на разные темы, трудовые
и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь на­
родной педагогической мудрости.

Произведения искусстватакже следует рассматривать как педагогический источник. Конечно, они в первую очередь представляют собой
художественную ценность, но, кроме того, имеют содержательную сторо­ну, а содержание можно рассматривать и с позиции педагогики.

Материалы смежных науквполне можно причислить к педагоги­ческим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспита­ния, хотя и со своих позиций.

♦ Для расширения базы источников педагогика обращается к ряду вспо­могательных научных дисциплин:к педагогической библиографии,
хронологии, языкознанию, археографии, эмблематике и др.

Информационная педагогика.Если информатику рассматривать как
один из методологических вопроса педагогики, то информационную педагогику правомерно включить в вопросы педагогических источников.
Информационная педагогика — это новая отрасль педагогической науки,
которая исследует информационные процессы в педагогических явлениях.

Все источники дают возможность исследователю накопить необхо­димый фактический материал. Накопленные факты надо анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы. В настоящее время педаго­гические исследования осуществляются с помощью целой системы раз­нообразных методов.

Методы педагогического исследования—это способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Эти методы можно объединить в следующие группы:

эмпирические методы — беседа, наблюдение, изучение документации
и результатов деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный), естественный эксперимент, социологические ме­тоды (социометрия, анкетирование, метод независимых характеристик и т. д.);

теоретические методы — моделирование педагогических ситуаций
и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;

методы количественной и качественной обработки педагогической
информации
— методы математической статистики, шкалирование, ран­
жирование и т. д.

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педаго­гической науки. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школь­ной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изу­чения педагогической практики. Под научным наблюдениемпонима­ется специально организованное восприятие исследуемого объекта, про­цесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективно­сти наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Изучение опытаозначает организованную познавательную деятель­ность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней пись­менности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов, конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписа­ния занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации—классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

К традиционным методам педагогических исследований относятся бе­седы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследо­вателя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Разновидность беседы, ее новая модификация—интервьюирование, пе­ренесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не нахо­дит широкой поддержки среди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Педагогический эксперимент—это научно поставленный опыт пре­образования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент — это строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана прове­дения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, форму­лировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент планируется и проводится для того, чтобы проверить воз­никшую гипотезу. Исследования «очищают» гипотезы, устраняют некото­рые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочный, уточняющий эксперимент, ко­гда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в про­цессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный (представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса) и лабораторный педагогические эксперименты.

Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволя­ющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точ­ностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Широко применяются тесты элементарных умений такие, как чте­ние, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усво­ения знаний, умений по всем учебным предметам.

Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирова­ние основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Обогащение и совершенствование методов исследования является од­ним из факторов развития педагогической науки.

Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление законо­мерности. Она может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями.


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:774

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.