Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Структура и оформление результатов экспериментального психологического исследования

Общие подходы к изложению результатов исследования

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Начнем с формы представления научного исследования, которую по мере рассмотрения будем наполнять соответствующим содержанием. Принято различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

К квалификационным работам относятся: курсовая работа, дипломная работа, диссертация, которые студент, аспирант (соискатель) представляет преподавателю, Государственной квалификационной комиссии или Ученому совету с целью получить оценку или документ, свидетельствующий об уровне компетентности в данной области.

В представлении научных результатов условно выделяют три вида:

1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Все они относятся к тем или иным вариантам представления информации: вербальная форма (текст, речь); символическая (знаки, формулы); графическая (схемы, графики); предметно-образная (Макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Несмотря на специфические особенности и требования, предъявляемые к указанным формам представления научных результатов, они имеют много общего. Именно этим общим моментам мы и уделим основное внимание.

В современном обществе по-прежнему основным способом передачи информации является слово. Поэтому любое научное сообщение — это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном (обыденном) языке и научном языке.

 

Общепринятая структура и оформление результатов экспериментального психологического исследования следующая:

1. Титульный лист.

2. Реферат.

3. Содержание (оглавление).

4. Введение.

5. Основная часть (главы и разделы работы).

6. Выводы.

7. Заключение.

8. Практические рекомендации (при необходимости).

9. Список литературы.

10. Приложения.

При структурировании и оформлении работы следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных глав и разделов. Заголовок каждого раздела, обозначенного в «Содержании», в тексте работы печатается прописными буквами, нумеруется соответствующим образом, печатается в середине строчки без точки в конце и отделяется от предшествующего и последующего текста двойным интервалом. Кавычки для выделения заголовков не используются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Целесообразно начинать с новой страницы такие разделы работы, как «Реферат», «Содержание», «Введение», главы 1, 2, 3 и т. д., «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения». Начинать более мелкие подразделы с новой страницы не рекомендуется. При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Последовательный обзор заглавий разделов работы должен характеризовать логику проведенного психологического исследования.

Реферат состоит из двух частей аннотации содержания работы и технических данных. Аннотация должна в кратком виде, в объеме до двух третей машинописной страницы, содержать формулировку цели, краткую характеристику объекта научного исследования и использованных методик, основные (наиболее важные) результаты с отражением их новизны, области применения и возможности практического использования.

Вторая часть реферата содержит сведения об объеме работы в страницах, о количестве разделов (глав), иллюстраций, таблиц, приложений, использованных литературных источников. Реферат должен давать полное представление о проделанной работе без углубления в детали.

В содержании (оглавлении) последовательно приводятся названия глав (разделов, подразделов) работы. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, на которых расположено начало каждого раз дела (подраздела). Все разделы работы, кроме введения, заключения и списка использованной литературы, нумеруются. Приложения в оглавлении, как правило, указываются одним пунктом без номера, но если их много, то целесообразно их пронумеровать, дать наименование и номер начальной страницы каждого приложения.

Введение содержит обоснование актуальности исследования, степень изученности проблемы. Особо оттеняется новизна исследования и его практическая и теоретическая значимость. В качестве теоретической новизны может быть представлено: разработка теоретической модели психического процесса или явления; новые теоретические обобщения, классификация, типизация (по имеющимся фактам), дополняющие известную концепцию или теорию, и т. п. В качестве практической новизны (практической значимости) исследования может выступать: раз работка нового метода (методики), модификация или адаптация уже известной методики, позволяющая решать новые задачи; разработка и реализация рекомендаций по совершенствованию профориентационной, консультационной или коррекционной работы; разработка программ переподготовки специалистов той или иной отрасли в части использования методов практической психологии и т. п.

Далее формулируется цель работы, определяются ее задачи, выделяется предмет психологического исследования и его объект, формулируются основные гипотезы исследования и используемые в нем методы и методики.

После этого во введении называются и кратко характеризуются пред полагаемые методы исследования и методики, а также особенности их применения для решения поставленных в работе задач.

В последней части введения дается краткий обзор всей работы, характеризуется содержание каждого раздела, включая список литера туры и приложения. Общий объем введения рекомендуется делать не более трех страниц. Каждый из перечисленных пунктов введения описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Ключевые слова: актуальность работы, новизна и практическая значимость, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования (методики) можно выделять подчеркиванием, жирным шрифтом или курсивом.

Основная часть научно-исследовательской (дипломной) работы состоит, как правило, из основных глав: теоретической, методической и результативной. Однако в такой формулировке их ни в содержании, ни в качестве названия глав не используют.

Название теоретической главы определяется проблематикой и целью работы. В наиболее общем виде она может называться Анализ литературы по проблеме (указывается проблема)» или более конкретно, например: «Современное состояние проблемы соотношения уровня интеллектуального развития, самооценки и психологического статуса учащегося». Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции исследователя.

Методическую главу можно назвать «Организация, методология, методы исследования и их обоснование» или «Обоснование методов и методик психологического исследования». Глава включает разделы, которые обычно содержат подробную характеристику выборки испытуемых (количество испытуемых, социально-демографические данные: пол, возраст, социальное, семейное положение, опыт работы, должность и другие важные в целях исследования параметры), т. е. те переменные, по которым возможно выделение испытуемых в группы и под группы.

Затем необходимо обосновать, исходя из авторской концепции, выбор данных, используемых методов и методик, перечислить их (а в отдельных случаях, если они редко встречаются, дать подробное описание), уделяя особое внимание доказательству их валидности, надежности, адекватности целям и задачам исследования.

В следующем разделе методической главы необходимо привести обоснование и характеристику применяющихся методов математической обработки результатов исследований, а также критериев принятия статистических гипотез. Весьма полезно привести формулы, по которым производились вычисления тех или иных параметров, дать их определения, расшифровать все условные обозначения.

Последний раздел методической главы должен быть посвящен описанию этапов, условий и процедуры проведения эксперимента или психологического обследования.

Результативную главу обычно называют так: «Обсуждение результатов, интерпретация и обобщение данных психологического исследования», однако внутренняя структура главы должна соответствовать логике изложения, а названия разделов – основным этапам исследования.

Разделы представляют собой описание поэтапного выполненного исследования или решения определенной задачи. Приводятся результаты обработки эмпирических данных, снабженные для доказательства и лучшего восприятия графическими и табличными материалами (рисунка ми, диаграммами, графиками, таблицами и т. д.). Полученные результаты анализируются, сравниваются. Каждый логический блок должен завершаться интерпретацией, обобщениями, сопоставлением полученных результатов с исходными исследовательскими концепциями.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1351

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.