Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Экспериментальная выборка, способы ее формирования репрезентативность.

Генеральная совокупность – это все множество объектов, в отношении которого формируется исследовательская гипотеза.

Выборка– это ограниченная по численности группа объектов, специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств. Изучение на выборке свойств генеральной совокупности называется выборочным исследованием. Основные критерии обоснованности выводов исследования – это репрезентативность выборки и статистическая достоверность (эмпирических) результатов.

Репрезентативность выборки –это способность выборки представлять изучаемые явления достаточно полно с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности.

Приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки.

Первый и основной прием — это простой случайный (рандомизированный) отбор. Он предполагает обеспечение таких условий, чтобы каждый член генеральной совокупности имел равные с другими шансы попасть в выборку. Случайный отбор обеспечивает возможность попадания в выборку самых разных представителей генеральной совокупности. При этом принимаются специальные меры, исключающие появление какой-либо закономерности при отборе. И это позволяет надеяться на то, что в конечном итоге в выборке изучаемое свойство будет представлено если и не во всем, то в максимально возможном его многообразии.

Например, изучая агрессивность подростков, исследователь может случайным образом остановить свой выбор на З классах разных школ и затем случайным образом отобрать по 10 учащихся из каждого класса. Если же исследователь просит испытуемого пригласить на обследование своих друзей, он грубо нарушает принцип случайности отбора.

Второй способ обеспечения репрезентативности — это стратифицированный случайный отбор, или отбор по свойствам генеральной совокупности. Он предполагает предварительное определение тех качеств, которые могут влиять на изменчивость изучаемого свойства (это может быть пол, уровень дохода или образования и т. д.). Затем определяется процентное соотношение численности различающихся по этих качествам групп (страт) в генеральной совокупности и обеспечивается идентичное процентное соотношение соответствующих групп в выборке. Далее в каждую подгруппу выборки испытуемые подбираются по принципу простого случайного отбора.

Например, исследователь может предположить, что мальчики и девочки различаются как по агрессивности, так и по восприимчивости демонстрируемых по телевидению сцен насилия. Если исследователь планирует обобщить результат исследования влияния телевидения на агрессивность всех подростков, то, руководствуясь социально-демографическими данными, он должен обеспечить идентичное генеральной совокупности соотношение мальчиков и девочек в выборке.

Зависимые и независимые выборки. Обычна ситуация исследования, когда интересующее исследователя свойство изучается на двух или более выборках с целью их дальнейшего сравнения. Эти выборки могут находиться в различных соотношениях — в зависимости от процедуры их организации. Независимые выборки характеризуются тем, что вероятность отбора любого испытуемого одной выборки не зависит от отбора любого из испытуемых другой выборки. Напротив, зависимые выборки характеризуются тем, что каждому испытуемому одной выборки поставлен в соответствие по определенному критерию испытуемый из другой выборки.

Наиболее типичный пример зависимых выборок — повторное измерение свойства (свойств) на одной и той же выборке после воз действия (ситуация «до-после»). В этом случае выборки (одна — до экспериментального воздействия, другая — после экспериментально го воздействия) зависимы в максимально возможной степени, так как они включают одних и тех же испытуемых. Могут быть и более слабые варианты зависимости. Например, мужья одна выборка, их жены — другая выборка (при исследовании, например, их предпочтений). Или дети 5—7 лет — одна выборка, а их братья или сестры-близнецы — другая выборка.

В большинстве случаев зависимые выборки предполагают попарный подбор испытуемых в сравниваемые выборки, а независимые выборки — независимый отбор испытуемых.

Следует отметить, что случаи «частично зависимых» (или «частично независимых») выборок недопустимы: это непредсказуемым образом нарушает их репрезентативность.

Объем выборки

При проведении ответственных научно-исследовательских работ используют методы математического планирования эксперимента. Но в деятельности психолога практической ориентации это происходит редко, так как для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметров изучаемых явлений, и, кроме того, изучение методов, процедур планирования требует немалого времени и использования прикладных компьютерных программ.

Чаще определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Например, в перечень поставленных задач входит исследование некоторого психического феномена и вами принято решение о том, чтобы влияние этого феномена (психического явления, свойства) на другие психологические феномены (качества, способности) рассматривать, сопоставляя экспериментальную и контрольную группы. Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной группе и в контрольной группе. Затем формируются группы, которые должны быть одинаковы или схожи по всем параметрам для вашего эксперимента.

Практически всегда психологи стараются уравнивать группы повозрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем экспериментальной и контрольной групп должен состоять не менее чем из 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Причем в большинстве случаев именно количественный состав выборки и характер распре деления исследуемого признака определяет выбор методов математической статистики. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Следует придерживаться правила: чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется применять корреляционный анализ, то объем выборки желательно иметь не менее 30—35 человек. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0,25—0,35 и выше, то мы должны помнить о том, что значимыми на уровне р < 0,05 коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например, р < 0,1) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные вы воды, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости р<О,ОI.

 

Контрольные вопросы к теме 3.

1. Дайте общую характеристику психологическому эксперименту

2. Какие виды психологического эксперимента вы знаете?

3. Какие виды вы переменных вы знаете? Дайте им характеристику.

4. Назовите виды контроля внешних переменных

5. Охарактеризуйте виды валидности: «внутренняя валидность», «внешняя валидность», «операциональная валидность».

6. Что такое экспериментальная выборка? Какие способы ее формирования вы знаете?

Литература

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – С.-П.: Питер, 2000.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.

3. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. IV. – М.: МГУ, 1987.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1622

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.