Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Психологическая гипотеза, ее виды.

В переводе с греческого – основа, предположение. Гипотеза – это система умозаключений, посредством которой, на основании ряда фактов делается вывод о существовании явления, связи или причины. Причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.

Гипотеза — научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, недоказуемы дедуктивно, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически) в процессе эксперимента.

Психологические гипотезы – это научные предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках определенных психологических представлений. Соответствующие теоретическим представлениям понятия выступают в гипотезе в качестве гипотетических конструктов. Р. Готтсданкер в своем фундаментальном труде «Основы психологического эксперимента» (1982) выделяет различные варианты экспериментальных гипотез (см. подробнее: Дружинин В. Н., 2000, с. 22).Мы укажем лишь на два основных вида гипотез, которые чаще все го встречаются в психологическом исследовании (эксперименте).

Гипотеза о связи — предполагает взаимосвязанные изменения двух (или более) переменных без указания направленности действия одной из них на другую. Такое указание обязательно присутствует в каузальной гипотезе (о причинно-следственных связях).

К гипотезам о связях между явлениями относятся, например, предположения о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что нервно-психическая устойчивость связана с личностной тревожностью. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Результатом является выявление, установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотеза каузальная — формулирует предположение о взаимосвязи между зависимой и независимой переменными как высказывание о влиянии причинно действующих условий, факторов на изучаемый базисный процесс. Эта гипотеза основана на предположениях о психологических закономерностях, проявлению которых и служит организация экспериментальных условий. Подчеркнем, что гипотеза о связи предполагает аналитическое сравнение эмпирических показателей, а каузальная гипотеза, формулируя предположение о взаимосвязи переменных, предполагает их причинно-следственную зависимость, обусловленность.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и некоторые уровни дополнительных переменных. Виды зависимых и независимых переменных будут рассмотрены в отдельном разделе.

Помимо этого исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение и отношение неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. В ходе организации эксперимента количество статистических гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: Н (гипотеза о различии) и Н (гипотеза о сходстве). Как правило, исследователь ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистичёского утверждения. На второй — о принятии утверждения Н отсутствии различий.

После проведения конкретного эксперимента проверяются много численные статистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, изменчивости, распре деления. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной — гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.

По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?» Существуют или не существуют феномены экстра сенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

– контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возни автоматически;

– третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

– точная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

– экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного» проверяется только в многоуровневом эксперименте;

– экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением не зависимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

– экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

– комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется только в факторном эксперименте.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернатив ной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй — о принятии утверждения Н0 – об отсутствии различий.

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, изменчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований.

 

Контрольные вопросы к теме 1.

1. Что составляет предмет экспериментальной психологии и выдвигаемые задачи?

2. Какие виды исследования вы знаете?

3. Какие виды научных гипотез вы знаете?

4. Чем отличается научная теория от парадигмы?

5. Раскройте особенности проблемы и актуальности психологического исследования.

Литература:

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – С.-П.: Питер, 2000.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.

3. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985.

4. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. – СПб.: СпбГУ, 1991.

5. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. IV. – М.: МГУ, 1987.

6. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб: Наука, 1994.

7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2708

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.