Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Понятие экспериментальной психологии.

В своей профессиональной деятельности современный психолог в практической деятельности достаточно редко сталкивается с классическими экспериментальными процедурами и лабораторным экспериментом, как правило, это квазиэксперимент (о чем мы поговорим чуть позже). Чаще экспериментальные и другие методы сбора и анализа информации применяются в рамках проводимого психологического исследования. Поэтому современный психолог обязан уметь планировать, организовывать и проводить психологическое исследование, направленное на решение практических задач, стоящих перед организацией, учреждением, фирмой и т. д.

Что же представляет собой современное исследование различных психологических проблем? В научной литературе в качестве основных выделяют обычно следующие виды психологических исследований: теоретическое (фундаментальное); эмпирическое (прикладное); монодисциплинарное – проводимое в рамках отдельной науки; междисциплинарное - проводится на стыке нескольких дисциплин и требует участия специалистов различных областей знания; комплексное — с целью охватить максимально возможное число явлений, параметров изучаемой реальности; аналитическое (однофакторное) — направленное на выявление наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Понятие «эмпирия» исходно имело два основных значения:

1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств;

2) наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента.

В настоящее время под эмпирией понимают любую совокупность научных фактов, данных, а не только тех, которые дает чувственный опыт. Целью эмпирического исследования является получение данных различными способами: методами наблюдения, самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, анкетирования, моделирования и т. д.

Термин эксперимент (с лат. проба, опыт) означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяет следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Деление психологических исследований на теоретические и эмпирические довольно условно. Если исследование направлено на решение конкретной практической задачи в узкой области, его определяют как прикладное. Как правило, большинство исследований носит теоретико-прикладной характер, ибо в любом исследовании выдвижение гипотезы, построение модели психического явления, определение методов сбора и обработки эмпирических данных (данных опытов) опирается на анализ существующих теоретических положений по разрабатываемой проблеме и разработанную в соответствии с этим исследовательскую парадигму. Теоретические же исследования в большинстве своем направлены на решение методологических проблем, проблем истории, тенденций развития системы знания, понятийно-категориального аппарата, но и в этом случае они опираются на эмпирическую базу.

Но какой бы характер ни носило психологическое исследование – теоретический, теоретико-прикладной, прикладной, все они подчинены логике общенаучного поиска и имеют общий для данной науки алгоритм. Общепринято выделять следующие основные этапы психологического исследования (эксперимента).

• Изучение состояния проблемы, выявление актуальности ее исследования. Определение целей и задач, предмета и объекта исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

• Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

• Планирование исследования. Определение основных этапов, выборки испытуемых. Выбор методов и методик. Организационно методическое обеспечение проведения психологических обследований, экспериментов.

• Проведение психологических обследований, экспериментов. Сбор эмпирических данных и их систематизация. Составление сводных таблиц, их проверка, преобразование формы информации, при необходимости — ее кодирование.

• Обработка данных, в том числе с использованием математико-статистических методов. Представление результатов.

• Обсуждение и интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Оценивание результатов проверки гипотез.

• Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов, в которых указывается:

Подтвердилась или опровергнута гипотеза, достигнута ли цель и как решены задачи исследования (эксперимента), какие результаты достигнуты. При необходимости разрабатываются практические рекомендации. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).

Последовательность перечисленных этапов весьма условна в реальном психологическом исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.

Наглядно общий алгоритм проведения психологического исследования представлен на рис. 1.

Любое психологическое исследование начинается с изучения состояния проблемы: теоретических концепций, взглядов, существующих по этой проблеме; методологических подходов, выработанных в данной области исследования; фактов, эмпирических, экспериментальных данных, накопленных другими исследователями. Рассмотрим, каково же соотношение между теорией, методологией, методами и миром эмпирии.

Теория (наблюдение, рассматривание, исследование), в широком смысле, — система взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений какой-либо области окружающего мира; в узком смысле — высшая, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. Одной из важных функций научной теории является ее прогностическая функция, эвристическая способность предсказывать появление новых явлений в рамках существующей или принятой парадигмы.

Парадигма (пример, образец) — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Парадигмальный подход – один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области. Данный подход предложил американский историк физики Томас Кун. Стремясь построить теорию научных революций, Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма». Смена парадигм и представляет собой научную революцию.

Вместе с тем понятие «парадигма» используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания. Выделяют допарадигмальный (или предпарадигмальный) период, когда между учеными отсутствует единая точка зрения по ряду проблем, не сложилась теория, признанная научным сообществом, и парадигмальный период, когда наука выработала общие теоретические и методологические основы, исходя из которых, ученые осуществляют научные исследования и в рамках которых объясняют и интерпретируют их результаты.

Однако в процессе дальнейшего развития и углубления научного знания появляется, с неизбежностью, ряд явлений и фактов, которые невозможно объяснить с позиций теорий, сформулированных в рамках данной парадигмы, и тогда наступает кризис в науке, парадигма «взрывается», отметается как несостоятельная и на смену ей приходит другая. Такова сущность процесса научного познания и прогресса.

Теория может развиваться и в относительной независимости от эмпирических исследований, например посредством знаково-символических операций по правилам математических или логических формализмов, посредством введения различных гипотетических допущений или теоретических моделей, также путем мысленного эксперимента с идеализированными объектами. Именно подобная относительная самостоятельность теоретических (фундаментальных) исследований является важным преимуществом теории, ибо дает ей богатые эвристические возможности по прогнозированию появлении и описанию новых явлений в исследуемой области.

Однако реальное функционирование и развитие теории осуществляется в единстве с эмпирическими исследованиями. Теория выступает как реальное знание о мире, в нашем случае – о психической реальности только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Ибо опыт, практика являются критерием истинности теории.

В то же время подтверждение теории или ее опровержение отдельными или даже многими эмпирическими исследованиями не могут служить основанием, как для безоговорочной ее истинности, так и для ее опровержения. Тем не менее, подобные противоречия, разногласия в среде ученого мира являются мощным стимулом совершенствования теории, вплоть до пересмотра и уточнения ее исходных позиций. Но пересмотр исходных позиций в науке связан, как правило, с ее кризисом, ибо в рамках существующих представлений и понятий теория уже не в состоянии описать явления, существующие как артефакты (выходящие за области объяснения) в данной области.

В структуре теории обычно вычленяют ряд основных компонентов:

1) исходную эмпирическую основу (явления, научные факты); 2) теоретическую основу (базис) - постулаты или аксиомы, т. е. то, что на данном этапе развития науки является истинным знанием и не подле жит сомнению, а также совокупность выведенных в рамках теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание; З) правила вывода (логика теории) - множество признаваемых в рамках теории правил вывода и доказательств; 4) внутренние и внешние оценки области применимости теории; 5) совокупность утверждений, выдвигаемых теорией как прогностические и подлежащие проверке (верификации).

Но теория есть результат достигнутого уровня знания, а на вопрос, каким путем строится это знание, дает ответ методология процесса научного познания.

Методология (в переводе с греч. буквально «путь к чему-либо» и слово, понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Под методологией понимают:

• совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке (в узком смысле);

• учение о методах научного познания и способах построения системы того знания.

Последнее определение, как нам представляется, в большей степени раскрывает сущность методологии.

Таким образом, методология выступает как система научно и социально апробированных принципов (правил) и нормативов познания окружающей действительности, ее объективных законов и является формой теоретической рефлексии, т. е. осмысления принципов познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания звания, а также путей, ведущих к истине. Выделяют следующие уровни методологии:

• философский;

• общенаучный;

• конкретно-научный.

Первый и второй уровни связаны с философско-теоретическими основами и носят мировоззренческий характер. Именно данные уровни методологии определяют психологическое направление, или школу (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, отечественная диалектико-материалистическая позиция и т. д.).

Г. Гегель подчеркивал, что метод есть движение самого содержания и поэтому не может разрабатываться вне связи с содержанием. И если теория представляет результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. Поэтому методология включает принципы, категории, понятия, выработанные данной наукой.

Большинство теорий в психологии носят гипотетико-дедуктивный характер и связаны с гипотетико-дедуктивным методом их построения. Общий алгоритм формирования теории таков: на основе очерченных явлений, выделенных фактов, имеющегося опыта и исходных теоретических посылок выдвигаются гипотезы о возможном существовании психических явлений, процессов, характеристик, которые впоследствии или подтверждаются, или отвергаются в процессе экспериментальных исследований. Тем не менее путь от гипотезы до подтверждения истинности теоретических положений очень долог. Требуются многочисленные и многолетние исследования, тысячекратные подтверждения гипотез, чтобы данное положение могло быть принято как теоретический постулат.

Индуктивным методом (от частного к общему, от явлений к их при чинам и выводам) психологические теории не строятся в силу того, что невозможно исследовать всю совокупность явлений и фактов в данной области от «плюс» до «минус» бесконечности. И поскольку всегда остается иррациональный остаток (непознанная, непостижимая группа явлений, объектов), мы не вправе сделанный общий вывод об истинности или ложности распространить на всю область исследуемых явлений. В то же время в процессе построения теории, проведения эмпирического психологического исследования широко используются разнообразные методы и правила индуктивного вывода при формулировании умозаключений, положений, выводов по результатам экспериментов. В соответствии с этим в психологическом исследовании выделяют гипотетико-дедуктивный этап и, преимуществен но, индуктивный этап психологического исследования.

Таково соотношение, в общих чертах, между теорией и методологи ей научного познания и их реализация в эмпирических психологических исследованиях.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:410

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.