Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Прочитайте и законспектируйте основные положения

Пункт 2. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития.

Правила организации эксперимента

Прочитайте и законспектируйте основные положения

Запишите

Пункт 1. Метод эксперимента.

Прочитайте и выделите основные черты ...

Метод экспериментапредполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применён для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

· Этот метод - наиболее «молодой» по сравнению с методом наблюдения;

· при его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования;

· проводится статистическая обработка данных;

· он требует меньших затрат времени на проведение.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребёнку предлагается по определенной инструкции выполнить задание.

В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика:

  • Содержание должно быть доступно и интересно;
  • игровая форма;
  • учебное задание, но с изменённой мотивировкой.

Психологический эксперимент –это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью экспериментально-психологических методик (пример методики). Разнообразные методики, апробированные многолетней практикой, описаны в работах С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д.Забрамной, Е.А.Стребелевой (смотри литературу к разделу).

· Эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую в игре, в труде, учебе, общении;

· эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и сохранных психических функций;

· в эксперименте учитываются поиски решений обследуемым, а также восприимчивость к помощи;

· эксперимент должен раскрывать качественную характеристику нарушений;

· результаты эксперимента должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребёнка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношения.

При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребёнка. В этом случае выбор определяется возрастом ребёнка, социальными условиями его воспитания, уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребёнка. Выдвинутое Л.С.Выготским положение о том, что обучение ведёт за собой развитие, обусловило создание различных вариантов обучающего эксперимента.


Анализ выполнения заданий обучающего эксперимента позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.


Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

 


Основные экспериментально психологические методики описаны С.Я.Рубинштейн в её работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике». Среди них особую популярность получили такие методики, как «Доски Сегена», «Сюжетные выкладки», «Кубики Коса», «Исключение неподходящего предмета» и другие (смотри файлы).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:456

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.