Знать, как проводится эксперимент, как производится оценка уровня интеллектуального развития или отдельных компонентов активности на основе выявленных потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний.
Обучающий эксперимент. Организация и условия его проведения.
Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития.
Метод эксперимента.
Ключевые слова:диагностический обучающий эксперимент, «зона ближайшего развития», «актуальный» и «потенциальный» уровни умственного развития, обучаемость.
Цели и задачи раздела.
Успешное изучение раздела позволяет:
Иметь представление о теоретических основах обучающего эксперимента, о концепции «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского. Владеть ключевыми понятиями: диагностический обучающий эксперимент, «зона ближайшего развития», обучаемость, активность в решении интеллектуальных задач, восприимчивость к помощи, мотивация, логический перенос.
Методические рекомендации к изучению Раздела 2.4.
При изучении Раздела 2.4. важно обобщить основные цели и задачи диагностического эксперимента, правила, по которым он проводится, проанализировать специфику и основные требования к эксперименту при работе с аномальными детьми, сформулировать основные компоненты обучаемости.
Изучая пункт 1, обратите внимание на отличие данного метода от других психологических методов изучения детей, на понятие «психологический эксперимент», на правила проведения эксперимента, с помощью чего проводится диагностический эксперимент, кто из ученых занимался разработкой данного метода.
Изучая пункт 2, подробней остановиться на положениях Л.С.Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие. Рассмотрите его концепцию «зоны ближайшего развития». Для этого обратитесь к хрестоматии «Психология аномального развития ребёнка» - М., 2002. – Т.1. – С. 10-23.
Кроме того, ознакомьтесь с основными экспериментально-психологическими методиками, описанными в работе С.Я.Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» - М.,1970., а также в работе И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной «Психолого-педагогическая диагностика» - М., 2003. – С.66-100.
Изучая пункт 3, попробуйте ответить на вопросы:
1. Дайте определение «диагностический обучающий эксперимент».
2. Роль экспериментально-педагогического обследования в диагностике нарушений в развитии.
3. Назовите этапы деятельности психолога в процессе проведения эксперимента.
4. По каким параметрам проводится оценка результатов деятельности ребёнка?
Литература к разделу
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика – К.: Здоров’я,1986.
2. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика - М., 2003.
3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике - М.,1970.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. Система изучения аномальных детей. – М., 1990.
Учебный материал. |