Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Научная проблема

Проблема, теория и гипотезы как основные компоненты научного исследования

Постановка проблемы — начало любого исследования. Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный прак­тический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активно­стью самих людей, их постоянным изменением.

Основания порождения проблемы:

· недостаточность информации для описания или объяснения реальности.

· противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность.

Выделяют следующие этапы постановки проблемы:

1) выявление нехватки в научном знании о реальности или его противоречия;

2) описание проблемы на уровне обыденного языка;

3) формулирование проблемы в терминах определенной научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает воз­можность переключаться из одной научной области со своей специфической тер­минологией в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему ме­тодами общей или молекулярной генетики.

Таким образом, постановка проблемы сужает диапазон поиска ее воз­можных решений и позволяет сформулировать гипотезы исследования.

Следует отметить, что экспериментальная психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем (Л.Я. Дорфман, 2000).

1. Экспериментальная психология не решает метафизические проблемы как проблемы высокой, избыточной степени абстракции, например, “Что первично мозг или психика?” и т.п. В экспериментальной психологии уровень абстракции решаемых проблем ниже, исследовательские вопросы сформулированы конкретнее.

2. Экспериментальная психология не решает проблемы ценностного порядка – проблемы “что хорошо, а что плохо”.

3. Экспериментальная психология не решает проблемы вне конкретной теории. Например, существует два вопроса: “Какова структура личности?” и “Черты личности – экстраверсия-интроверсия и нейротизм – взаимосвязаны между собой?”. Экспериентальная психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно.

Таким образом, до тех пор, пока исследовательские вопросы не определены (1) в терминах конкретных понятий, (2) в русле определенной теории и (3) конкретных инструментов (методик) измерения, они останутся метафизическими и не будут иметь эмпирического решения. Отсюда следует, что научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах (1) определен­ной научной отрасли, (2) конкретного теоретического контекста.

Из вышеизложенного следует, что постановка проблемы требует обращения к той или иной теории.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:414

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.