Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Методы педагогических исследований

Каждая наука имеет свои методы, то есть способы получения достоверного, полезного и системного знания. Кроме методов, специфических для каждой науки, существуют два общенаучных метода: это

наблюдение (в случае педагогики это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления) и эксперимент (здесь – моделирование педагогического явления с возможностью для исследователя влиять на это явление). Что же касается методов исследования, присущих ряду наук, и педагогике в том числе, к ним относятся:

  • изучение литературы (трудов выдающихся педагогов, учебников и методических пособий, справочной литературы по педагогике и т.п.);
    опросные методы: беседа, интервью и анкетирование. Беседа проводится с целью получения информации и часто дополняет собой наблюдение; она проходит по заранее намеченному плану; ответы собеседника не записываются. При интервью исследователь задает заготовленные вопросы в четком порядке и фиксирует ответы собеседника. Анкетирование хорошо тем, что позволяет опросить большое количество респондентов благодаря письменной форме вопросов и ответов. Вопросы могут быть закрытыми (с ограниченным вариантом ответов) и открытыми (респондент отвечает на них в свободной форме);
  • тестирование применяется для выявления успеваемости учащихся; для выявления профессиональной предрасположенности; для определения личностных особенностей (уровня интеллекта, типа темперамента и т.д.);
  • социометрия – метод, позволяющий выявить неформальные статусы членов коллектива (школьного класса, учебной группы), отношения в нем, уровень его сплоченности;
  • изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, контрольных, творческих работ) позволяет выявить индивидуальность учащегося, уровень сформированных знаний, умений и навыков, оценить эффективность учебного процесса;
  • изучение педагогической документации (классных журналов, личных дел учащихся, протоколов заседаний) позволяет исследователю получить представление о практике организации учебного процесса в учебном заведении.

Дата публикации:2012-11-20

Просмотров:1386

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.