Каждая наука имеет свои методы, то есть способы получения достоверного, полезного и системного знания. Кроме методов, специфических для каждой науки, существуют два общенаучных метода: это
наблюдение (в случае педагогики это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления) и эксперимент (здесь – моделирование педагогического явления с возможностью для исследователя влиять на это явление). Что же касается методов исследования, присущих ряду наук, и педагогике в том числе, к ним относятся:
- изучение литературы (трудов выдающихся педагогов, учебников и методических пособий, справочной литературы по педагогике и т.п.);
опросные методы: беседа, интервью и анкетирование. Беседа проводится с целью получения информации и часто дополняет собой наблюдение; она проходит по заранее намеченному плану; ответы собеседника не записываются. При интервью исследователь задает заготовленные вопросы в четком порядке и фиксирует ответы собеседника. Анкетирование хорошо тем, что позволяет опросить большое количество респондентов благодаря письменной форме вопросов и ответов. Вопросы могут быть закрытыми (с ограниченным вариантом ответов) и открытыми (респондент отвечает на них в свободной форме);
- тестирование применяется для выявления успеваемости учащихся; для выявления профессиональной предрасположенности; для определения личностных особенностей (уровня интеллекта, типа темперамента и т.д.);
- социометрия – метод, позволяющий выявить неформальные статусы членов коллектива (школьного класса, учебной группы), отношения в нем, уровень его сплоченности;
- изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, контрольных, творческих работ) позволяет выявить индивидуальность учащегося, уровень сформированных знаний, умений и навыков, оценить эффективность учебного процесса;
- изучение педагогической документации (классных журналов, личных дел учащихся, протоколов заседаний) позволяет исследователю получить представление о практике организации учебного процесса в учебном заведении.
|