Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Связь педагогики с другими науками.

Педагогика — одна из наук о человеке, имеющая специфи­ческие цели и задачи. Изучая один аспект человековедения, она не является изолированной наукой, так как не может стро­ить свою теорию, используя в готовом виде данные других наук в образовательной практике. Опираясь на эти данные, она решает свои задачи и связана практически со всеми науками, изучающими человека и его деятельность, прежде всего, с пси­хологией— наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека.

Несомненна связь педагогики с медициной, физиологией, био­логией,т. е. теми науками, которые изучают различные процессы, происходящие в человеке и с участием человека. Педагогика, на­пример, не может не учитывать данные физиологии о нервной деятельности, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Связь педагогики с такими нау­ками, как философия, социология, экономика,обусловлена соци­альной адекватностью педагогических воздействий. Так, напри­мер, взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людь­ми. Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи фор­мирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отно­шения к действительности. Как наука об управлении педагогика связана с кибернетикой,которая изучает закономерности опти­мального управления сложными динамическими процессами.

Итак, подводя итог изучению проблем взаимосвязи педаго­гики с другими науками, можно сказать, что, с одной стороны, педагогика широко использует знания других наук, с другой — множество наук используют педагогические знания.

Тема. Методология и методы педагогических исследований.

План лекции:

1. Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни.

2. Философский уровень методологии.

3. Системный подход как общенаучный уровень методологии.

4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.

5. Система методов и методика педагогического исследования.

 

1. Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни.

В широком смысле методологию трактуют как систему принци­пов и способов построения теоретической и практической дея­тельности, а также как учение об этой системе.

Можно также понимать методологию как учение о методе науч­ного познания и преобразования мира. Согласно этому опреде­лению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагоги­ческой теории, о принципах научных подходов и способах добы­вания знаний, отражающих педагогическую действительность.

Методология может быть дескриптивной, изучающей, как реально получить тот или иной результат, или же нормативной, т. е. предписывающей, как надо действовать.

В структуре методологии выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Философский уровень: общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. В настоящее время существуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.).

Общенаучная методология: теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Конкретно-научная методология: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Технологическая методология: методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он включатся в массив научного знания.

Все уровни методологии образуют сложную систему. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

2. Философский уровень методологии.

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Экзистенциализм или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители - Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция) и другие.

Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я".

Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского.

Мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Главные понятия в прагматизме — "опыт", "дело" (греч. "прагма"). Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Опираясь на базовое понятие прагматизма — "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "самовыявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

Диалектический материализм - философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

 

3.Системный подход как общенаучный уровень методологии.

Системный подходтребует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Данный метод ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отноше­ние, связь, взаимодействие.

Связь означает установление общего, единение. Это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Связь (зависимость, обусловленность) есть такое отношение между объектами, когда изменение одного из них приводит к изменению другого и при отсутствии изменений одного от­сутствуют соответствующие изменения другого.

Применение системного подхода по­зволяет исследователю вычленить элементы и определить со­став системы; найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой, т. е. выявить структуру системы, ее ха­рактер (статическая, динамическая); выделить системообра­зующие, доминирующие факторы; установить уровень цело­стности системы; изучить ее взаимодействие с внешней средой; выявить ее функции.

4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

К числу важных методологических принципов, направляющих развитие педагогических исследований, относятся личностный и деятельностный подходы.

Личностный подходучитывает, что все внешние педагогиче­ские влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности чело­века (его психические и личностные свойства), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганиза­цию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление).

Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, а это, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в чело­веке, изучения механизмов самореализации, саморазвития, са­морегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество.

Деятельностный подход.Личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности. Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат.

Такой подход ориентирует на исследование учебной деятель­ности школьника, профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур, условий формирования, типов ори­ентировочной основы действия и т. д. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в раз­личных видах деятельности.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в субъектную позицию, что в свою очередь требует реализации полисубъектного подхода.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход.Культура - специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность вида деятельности, её ценностных особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального.

Культурологический подход предполагает необходимость разрешения этого противоречия. Органичное сочетание "вхождения" молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки - условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук он отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики.

 

5. Система методов и методика педагогического исследования.

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогиче­ского опыта, методы теоретического исследования и математи­ческие методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организа­ции образовательного процесса.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ уча­щихся, педагогической документации.

Наблюдение -целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведут­ся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением кон­кретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

- определение задач и целей (для чего, с какой целью ве­дется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на ис­следуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необхо­димой информации (как наблюдать);

-выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюде­ние, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, ин­тересы, психические состояния) исследователя.

Беседа -самостоятельный или дополнительный метод ис­следования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее наме­ченному плану с выделением вопросов, требующих выясне­ния. Беседа ведется в свободной форме без записывания отве­тов собеседника.

Интервьюирование - разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюиро­вании исследователь придерживается заранее намеченных во­просов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с по­мощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письмен­ные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетиро­вания во многом зависит от содержания и структуры задавае­мых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

- определение характера информации, которую необходи­мо получить;

- составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

- составление первого плана вопросника;

- предварительная его проверка путем пробного исследо­вания;

- исправление вопросника и окончательное его редакти­рование.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, гра­фических, творческих и контрольных работ, рисунков, черте­жей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут представить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневни­ков, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследова­теля некоторыми объективными данными, характеризую­щими реально сложившуюся практику организации образо­вательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет экспе­римент -специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эф­фективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:

- опытное моделирование педагогического явления и ус­ловий его протекания;

- активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

- измерение отклика, результатов педагогического воздей­ствия и взаимодействия;

- неоднократную воспроизводимость педагогических яв­лений и процессов.

По условиям организации различают эксперимент есте­ственный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для про­верки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирую­щий, устанавливающий только реальное состояние дел в процес­се, и преобразующий (развивающий), когда проводится целена­правленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Перечисленные методы называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбо­ра научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Методы теоретического исследования. В ходе теоретиче­ского анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и система­тизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.

В теоретических исследованиях используют индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный ме­тод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего сужде­ния к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения про­блем, формулирования гипотез и для оценки собранных фак­тов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и пе­дагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периоди­ческой педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической ли­тературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие сто­роны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

- составление библиографии -составление перечня источни­ков, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирование -сжатое изложение основного содержания работы;

- конспектирование -ведение более детальных записей, ос­нову которых составляет выделение главных идей и положений работы;

- аннотирование -краткая запись общего содержания кни­ги или статьи;

- цитирование -дословная запись выражений, фактиче­ских или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математическиеметоды применяются для обработки по­лученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изу­чаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты экс­перимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, яв­ляются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация -выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных).

Ранжирование (ранговая оценка) - расположение соб­ранных данных в определенной последовательности (в по­рядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование -введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели ис­пытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке мас­сового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы - показате­ля середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклоне­ния, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствую­щие формулы, применяются справочные таблицы. Результа­ты, обработанные с помощью этих методов, позволяют по­казать количественную зависимость в виде графиков, диа­грамм, таблиц.

Этапы исследования.Нужно различать теоретическое пе­дагогическое исследование, проводимое со специальной на­учной целью, и прикладное (научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий пе­дагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количе­ственную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

Количественная обработка полученных данных осуществ­ляется с помощью математических методов.

Интерпретация полученных данных проводится на осно­ве педагогической теории с целью определения достоверно­сти или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулиро­вать выводы и предложения

Тема. Современная система образования и тенденции ее развития.

План:

1. Образование как социокультурный феномен.

2. Система образования: общая характеристика.

3. Принципы государственной политики в области образования.

4. Основные тенденции развития современного образования.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:438

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.