Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Программа лекционного курса

РАЗДЕЛ I. Общие основы педагогики.

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке.

Бытовое и научное представление о педагогике. Возникновение и развитие педагогической науки.

Социально-культурная и социально-педагогическая ситуация в современном обществе. Роль педагогики в общественной жизни. Черты педагогики как науки. К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др. о педагогике.

Объект, предмет, цель и задачи педагогики, методология науки. Категориальный аппарат педагогики.

Взаимосвязь педагогики с другими науками. Основные отрасли педагогики.

Соотношение науки и искусства, теории и практики в педагогике. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания.

Тема2. Методология и методы педагогических исследований.

 

Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни.

Философский уровень методологии. Системный подход как общенаучный уровень методологии.

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный подходы. Культурологический подход в конкретно-научной методологии познания и преобразования педагогической реальности: аксиологический, технологический, личностно-творческий аспекты. Антропологический подход.

Система методов и методика педагогического исследования.

Тема3. Современная система образования и тенденции ее развития.

Образование как социокультурный феномен. Полемика о путях образования. Ценностно-целевые приоритеты образования в XXI веке.

Понятие системы образования. Этапы реформирования образования и образовательная политика РФ на современном этапе.

Основные тенденции развития современного образования: демократизация, дифференциация, регионализация и др. Непрерывный характер образования: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.

Тема 4. Сущность и логика педагогического процесса.

Понятия «педагогическая система» и «педагогический процесс». Основные элементы педагогической системы.

Сущность, особенности, структура педагогического процесса, характеристика его полиструктурных компонентов.

Закономерности, противоречия, динамика педагогического процесса.

Основные этапы и требования к организации педагогического процесса. Принципы природосообразности, культуросообразности, демократизации, гуманизации, личностной ориентации педагогического процесса.

 

РАЗДЕЛ II. Теория и методика воспитания

Тема 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Особенности воспитательного процесса. Цели и задачи воспитания. Содержание воспитания.

Логика воспитательного процесса, характеристика его основных этапов. Закономерности и противоречия процесса воспитания.

Принципы воспитания.

Сущность системного подхода в воспитании.

Взаимосвязь процессов развития, воспитания и самовоспитания личности.

 

Тема 2. Воспитание базовой культуры личности

Философско-мировоззренческая культура личности и условия ее формирования. Возрастные возможности в формировании мировоззрения. Религия в мировоззрении.

Гражданское воспитание в аспекте общественной направленности личности. Патриотическое и интернациональное воспитание в формировании культуры межнационального общения.

Формирование основ нравственной культуры личности. Теория нравственной культуры и ее основные понятия: мораль, этика, нравственность. Профессиональная ориентация в трудовом воспитании человека. Задачи, содержание, условия трудового воспитания.

 

Тема 3. Методы воспитания

Понятие о методах воспитания. Методы в структуре процесса воспитания. Функции методов воспитания. Характеристика метода как способа реализации целей воспитательного процесса, как способа целенаправленной организации совместной деятельности участников этого процесса, как системы спланированных действий педагога и воспитанников.

Различные подходы к классификации методов воспитания и их характеристика.

Функции деятельности как основа классификации методов воспитания: методы мотивации и стимулирования; методы ориентации и информации; методы организации поведения; методы оценки и контроля. Единство цели, содержания и методов в воспитательном процессе. Направления совершенствования проблемы методов воспитания.

Тема 4. Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Детский коллектив как социокультурная среда и субъект воспитания ребенка. Традиционное и современное понимание роли детского коллектива в воспитании ребенка.

Функции коллектива. Психолого-педагогическая характеристика и особенности развития детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива.

Стили педагогического руководства коллективом.

Принципы и технология организации коллективной жизнедеятельности учащихся.

 

РАЗДЕЛ III. Теория обучения

Тема 1. Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Понятие общей и частной дидактики. Проблемы дидактики на современном этапе.

Сущность и функции обучения. Методологические основы обучения. Движущие силы, логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Закономерности и принципы обучения. Преподавание и учение: полемика о приоритете.

Виды обучения и их характеристика: догматическое, объяснительно-иллюстративное, самостоятельное добывание знаний, программированное обучение, алгоритмизация процесса обучения, компетентное обучение.

Обучение как вид сотворчества учителя и ученика. Критерии эффективности обучения.

 

Тема 2. Содержание образования

Сущность содержания образования, характеристика его компонентов: когнитивный, практический, опыт творческой деятельности, опыт отношений личности.

Теории формирования содержания образования (дидактический энциклопедизм, формализм, утилитаризм, функционализм).

Принципы и критерии отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования.

Тема 3. Методы, формы и средства обучения

Понятия «метод обучения», «методический прием». Эволюция методов обучения. Многомерные классификации методов обучения.

Характеристика современных методов обучения: эвристических, игровых, суггестивных, методов «ускоренного обучения», метод проектов, типология проектов.

Формы организации обучения: традиционные и инновационные.

Виды современных организационных форм обучения (фронтальное, групповое, индивидуальное, коллективное). Урок как основная форма. Современные средства обучения: их классификация, перспективы развития.

 

Лекции по педагогике.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:486

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.