Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - вооружить студентов знаниями о сущности и специфике профессио­нальной педагогической деятельности, педагогической науке, методах педагогических исследо­ваний, сущности процессов воспитания и обучения, педагогических технологиях, а также первоначальными умениями и навыками осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профес­сиональной педагогической деятельности;

- сформировать у студентов общие представления о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;

- сформировать у студентов общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;

- сформировать общие представления о педагогических технологиях; познакомить студентов с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;

- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осущест­вления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

- о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;

- о предмете, функциях педагогической науки, ее категориальном аппарате, основных направлениях педагогических исследований, методах их осуществления;

- о сущности процессов воспитания и обучения, закономерностях, принципах и мето­дах их осуществления;

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

- осуществления учебно-познавательной деятельности;

- осуществления психолого-педагогической диагностики;

- прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;

- постановки и решения педагогических задач;

- моделирования и конструирования педагогической деятельности;

- накопления профессионального педагогического опыта.

 

Контрольно-измерительные материалы по курсу «Педагогика»

1. Педагогика – это:

а) наука о закономерностях и принципах обучения;

б) наука о законах воспитания и образования человека;

в) наука о закономерностях развития человека на различных возрастных этапах;

г) наука о формировании личности.

 

2. Объект педагогики:

а) педагогическая действительность, факты, явления;

б) ребенок;

в) взрослый человек;

г) живые организмы.

 

3. В какую группу включены основные педагогические категории.

а) класс, учитель, воспитатель;

б) развитие, воспитание, умения;

в) воспитание, образование, обучение;

г) воспитание, наследственность, навыки.

 

4. Какая дисциплина не входит в структуру педагогических наук:

а) педагогика раннего развития;

б) история педагогики;

в) дошкольная педагогика;

г) социология.

 

5. Отрасль педагогической науки, изучающая закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в различные исторические периоды:

а) сравнительная педагогика;

б) педагогика третьего возраста;

в) история педагогики;

г) педагогика школы.

 

6. Методология педагогической науки – это:

а) наука о методах обучения;

б) учение о принципах и методах познания и преобразования педагогической действительности;

в) методика практической деятельности учителя;

г) способ взаимодействия детей и взрослых.

 

7. Период наиболее характерными чертами которого являются: в физиологическом плане – половое созревание, а психологическом – личностное самосознаие, сознательное проявление индивидуальности – это:

а) старший школьный возраст;

б) подростковый возраст;

в) раннее детство;

г) собственно детство.

 

8. Направленное и организованное взаимодействие детей и взрослых, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы – это:

а) воспитательный процесс;

б) процесс обучения;

в) педагогический процесс;

г) процесс развития личности.

 

9. Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка являются:

а) закономерностями педагогического процесса;

б) принципами педагогического процесса;

в) функциями педагогического процесса;

г) движущими силами педагогического процесса.

 

10. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность и конкретизирующиеся в ряде правил и рекомендаций, называются:

а) принципами педагогического процесса;

б) движущими силами педагогического процесса;

в) составляющими педагогического процесса;

г) функциями педагогического процесса.

 

11. Дидактика – это:

а) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения;

б) отрасль педагогики, занимающаяся проблемами воспитания человека;

в) отрасль педагогики, разрабатывающая вопросы формирования человека;

г) отрасль педагогики, изучающая возрастные особенности детей.

 

12. Традиционную дидактику характеризуют следующее положение:

а) процесс обучения строится таким образом, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности;

б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика;

в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся;

г) обучение сводится к спонтанной деятельности детей.

 

13. Современную дидактику характеризует следующее положение:

а) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика;

б) структуру процесса обучения образует сообщение, понимание, обобщение, применение знаний;

в) обучение сводится к спонтанной деятельности детей;

г) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся.

 

14. Кто является основоположником классно-урочной системы?

а) Я.А.Коменский;

б) Д.Локк;

в) И.Г. Песталоцци;

г) Ж.Ж.Руссо.

 

15. Процесс обучения – это:

а) формирование у учащихся взглядов, чувств, ценностей, черт личности, привычек поведения;

б) организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей;

в) деятельность ученика по освоению знаний, умений, навыков;

г) взаимодействие учителей школы, направленное на передачу учащимся знаний, умений, навыков.

 

16. Одним из ведущих принципов развивающего обучения является:

а) наглядность обучения;

б) доступность обучения;

в) научность обучения;

г) обучение на высоком уровне трудности.

 

17. К какому принципу обучения относятся правила: от легкого к трудному; от простого к сложному; от известного к неизвестному:

а) наглядности;

б) научности;

в) доступности;

г) связи теории с практикой.

 

18. Что является источником знания в наглядных методах обучения:

а) устное или печатное слово;

б) наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические действия;

г) лабораторные работы.

 

19. Суть репродуктивного метода обучения заключается в:

а) сообщении готовой информации и ее восприятии учащимися;

б) постановке проблемы и показе путей ее решения;

в) повторении способа деятельности;

г) творческом применении знаний.

 

20. Содержание образования определяется как:

а) система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения;

б) система мировоззренческих, нравственных отношений учащихся к окружающей действительности и другим людям;

в) система закономерностей и принципов обучения;

г) система практических умений и навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе воспитания и обучения.

 

21. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

а) по дидактическим целям;

б) по расположению элементов урока;

в) по количеству времени, отводимого на достижение Главной цели;

г) по деятельности учителя.

 

22. Процесс воспитания – это: Из предложенных ответов выберите правильный.

а) воспитание тождественно образованию. Оно направлено на изучение норм и правил поведения в обществе;

б) воспитание всегда предполагало и предполагает вооружение ребенка нормами поведения в обществе;

в) воспитание - организованный и целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития;

г) воспитание – это процесс передачи знаний.

 

23. Методы воспитания – это:

а) совокупность способов и приемов педагогической деятельности по развитию познавательной сферы воспитанников;

б) способы активного воздействия педагога на ребенка;

в) способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач обучения;

г) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

24. Какая группа методов воспитания выполняет функцию формирования представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов школьников?

а) методы формирования сознания;

б) методы стимулирования поведения и деятельности;

в) методы организации деятельности и опыта поведения;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности.

 

25. Многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения – это:

а) примет;

б) упражнение;

в) диспут;

г) соревнование.

 

26. Что является психологической основой методов стимулирования поведения и деятельности?

а) эмпатийные переживания;

б) эмоциональная сфера личности;

в) познавательные психические процессы;

г) переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей.

 

27. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления – это:

а) эстетическое воспитание;

б) нравственное воспитание;

в) умственное воспитание;

г) правовое воспитание.

 

28. Идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка принадлежит:

а) К.Д. Ушинскому;

б) А.С. Макаренко;

в) П.П. Блонскому;

г) И.П. Иванову.

 

29. Детский коллектив – это:

а) группа детей, объединенных совместной деятельностью и дружескими взаимоотношениями;

б) группа детей обучающихся совместно;

в) группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;

г) группа детей, связанных отношениями взаимной зависимости.

 

30. Выявление положительных качеств ребенка, которые могут помочь в формировании всех других заданных целью воспитания качеств - это принцип:

а) общественной направленности воспитания;

б) опоры на положительное в ребенке;

в) связи воспитания с жизнью, трудом;

г) единства воспитательных воздействий.

 

 

Ключ к контрольно-измерительным материалам.

 

1. б.

2. а.

3. в.

4. г.

5. в.

6. б.

7. б.

8. в.

9. г.

10. а.

11. а.

12. в.

13. а.

14. а.

15. б.

16. г.

17. в.

18. б.

19. в.

20. а.

21. а.

22. в.

23. г.

24. а.

25. б.

26. г.

27. в.

28. б.

29. в.

30. б.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Список основной литературы

1. Андреев В. И. Педагогика. - М., 2000.

2. Лихачев В. Т. Педагогика. - М., 1993.

3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. 1998.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений. /В.А.Сластенина, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

5. Харламов И. Ф. Педагогика - М., 1990.

6. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под. редакцией В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1989.

7. Дидактика средней школы/Под редакцией М. Н. Скаткина.-М., 1982.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика.-СПб., 2001.

9. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.

10. Хрестоматия по теории и технологиям обучения. Сост. Н.С. Сытина.-Уфа, 2003.

 

 

Список ДОПОЛНИТЕЛЬНОй ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. спр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.

3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.

5. Кумарин В.В. Коллектив - среда обитания личности // Педагогика. - 1994. - № 4.

6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

7. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. выс￿. пед. учеб. заведений. / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции. // Советская педагогика. -1991. - № 11.

9. Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1991.

10. Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.

11. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

12. Сазонов В. П. Воспитание на основе потребностей человека. // Педагогика. - 1993. - № 2.

13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

14. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. - 1994. - № 5.

15. Слуцкий В. Н. Элементарная педагогика. - М., 1992.

16. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. - М., 1994.

17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - Ярославль, 1998.

18. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. - Волгоград, 1994.

19. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

20. Фридман Л. М. Психодидактика. - М., 1998.

21. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

22. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

23. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

24. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. - Л., 1988.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:746

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.