Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Передового педагогического опыта

И формы распространения и внедрения

И педагогической инноватики. Изложить пути

Вопрос 42: Определить сущность педагогического опыта

 

Многие учителя, накапливая педагогический опыт, стремятся к его обобщению, готовят методические рефераты, доклады, а также научно-методические работы.

Педагогический опыт—сплав профессиональной подготовки и сум­мы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффек­тивно решать педагогические задачи, мастерство.

Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усо­вершенствования имеющихся средств, оптимальной организации обуче­ния. Новаторский опыт характеризуется еще и тем, что учитель открыва­ет новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

Высшим уровнем профессионализма учителя является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию существенно но­вых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних. Новаторство в педагогической работе есть по существу настоя­щее открытие чего-то ранее неизвестного, использование которого означа­ет коренное усовершенствование учебно-воспитательного процесса.

Новатор(от лат. novator — обновитель) — это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области дея­тельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность.

Образцы педагогического новаторства проявили, например, В. Ф. Ша­талов, добившийся высокого качества обучения путем применения методи­ки изложения материала укрупненными блоками и системы опорных конс­пектов, И. П. Волков, который разработал методику творческих заданий для развития способностей учащихся в процессе организации их разнооб­разной деятельности во внеурочное время, Е. И. Ильин, обративший вни­мание на усиление нравственного аспекта при изучении литературы и др-

Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учите­ля с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало название их общему направлению — педагогика сотрудничества.

Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические си­стемы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в ди­дактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

1. Педагогика сотрудничества— это педагогика гуманно-оптими­стическая. Она основана на уважении личности ученика, его равного парт­нерства с учителем в учебном процессе, стремлении к духовной общно­сти учителя и ученика.

2.Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учеб­
ной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащи­мися учебного материала. Потому их и называют новаторами.

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта пе­дагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными ус­пехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.

4.Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех учителей
от младших классов до техникумов.

Передовой, новаторский опыт и результаты научных исследований явля­ются основой для педагогической инноватики—научной отрасли о процес­се обновления педагогической деятельности, о принципах, закономерностях, методах и средствах нововведений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффективности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать участие в инновационном процессе.

К путям изучения, распространения и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства мас­совой информации, конференции, работа районных методических каби­нетов, ознакомление педагогов с выводами и рекомендациями, обеспечи­вающими оптимизацию учебно-воспитательной работы, практическое обу­чение педагогов умениям применять методы и принципы в педагогической деятельности, осуществление контроля за внедрением результатов педа­гогического опыта.

Формы внедрения передового опыта в учебно-воспитательную практику:

♦ Научно-практические конференции.

♦ Повышение квалификации педагогов и воспитателей.

♦ Сборы педагогов и воспитателей.

♦ Обучение педагогов и воспитателей в вузах и др.

А. С. Макаренко считал, что педагогическому мастерству можно и нуж­но учиться. Такая учеба, по его мнению, состоит «прежде всего в органи­зации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организа­ции его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у негоне поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:627

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.