Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Методология педагогической науки

а) методология: 1) учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности;
б) методология науки: 2) дает характеристику компонентов научного исследования: объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских средств;
в) методология педагогической науки: 3) совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

 

Методология выполняет функции:

а) регулятивные: 1) прескриптивные (нормативные) ;
б) нормативные: 2) дескриптивные (описательные);

 

1.

а) дескриптивная методология есть учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания: 1) т.е. описание осуществленных процессов;
б) прескриптивная методология направлена на регуляцию деятельности: 2) т.е. нормативный методологический анализ, в котором преобладают конструктивные задачи, положительные рекомендации;

 

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:

а) философский: 1) представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин;
б) общенаучный уровень: 2) совокупность методов, принципов исследования процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине;
в) конкретно-научный: 3) составляет методику и технику исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала;
г) технологический: 4) составляет общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

 

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают: (оставить правильные ответы)
а) понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими каркас педагогической науки;
б) осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
в) установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
г) активное изучение различных педагогических наработок и применение их в практической деятельности.

 

Методологическая культура педагога характеризуется:
а) направленностью мышления педагога на генезис педагогических форм и их целостнообразующих свойств;
б) стремление вывить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
в) применение в своей практической деятельности научных человекознаниевых позиций;
г) применение мировоззренческих гуманистических функций педагогики.

 

Формирование методологической культуры педагога опирается на: (проранжируйте)
а) понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов;
б) диалектический подход, ориентированный на формирование методологической культуры.

 

 

Философский уровень методологии педагогики:

а) гносеологизм: 1) основывается на философии понимания человеком конечности своего существования, прозрения и переживания экзистенции, т.е. на отношении к своей жизни как к величайшей ценности и уникальности;
б) экзистенциализм: 2) проявляется в науке как акцентированное внимание к передаче детям и взрослым знаний другим человеком - учителем;
в) марксизм: 3) связан с пониманием того, что историю творят люди, интересы и стремления которых побуждаются общественными условиями;

 

Методология педагогики имеет различные уровни, в том числе:

а) фрейдизм: 1) характеризуется как инструментальная, экспериментальная, прогрессивная педагогика «новое воспитание»;
б) бихевиоризм: 2) характеризуется признанием врожденных, инстинктивных биологических влечений. Важнейшими инстинктами являются: сексуальный, родительский и агрессии;
в) прагматизм: 3) исходит из психофизиологической теории осознания. Проявление активности человека осуществляется по схеме «стимул – реакция».

2.

а) теологизм: 1) это религиозная идеология, направленная на формирование религиозной духовности;
б) гуманизм: 2) это идейно-ценностный комплекс, включающий в себя все высшие ценности, выработанные человечеством.

Гуманистическая методология обусловила появление философского подхода:

а) аксиологический: 1) ценностное учение о природе и структуре ценностного мира; 2) уровень методологии современной педагогики
б) ценность: 1) предметы, явления и их свойства, которые нужны людям и каждой личности в качестве удовлетворения их потребностей; 2) идеи, побуждения в качестве нормы и идеала.

 

Общенаучная методология представлена системным подходом:

а) сущность системного подхода заключается: 1) в том, что самостоятельные компоненты рассматриваются каждый в отдельности, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные свойства.
б) системный подход: 2) требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики.

 

Конкретно-научная методология каждой науки раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы и принципы. В педагогике это:

а) целостный: 1) представляет социальную действительность и творческую сущность личности;
б) личностный: 2) главная идея выражается в том, что свойства целого не являются суммарным порождением свойств его элементов. Свойства целого могут полностью отсутствовать. Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности;
в) деятельностный: 3) это преобразование людьми окружающей действительности;

 

Культурологический подход в педагогических исследованиях имеет три взаимосвязанных аспекта действия:

а) аксиологический аспект: 1) индивид – носитель культуры. Он развивается на основе объективированной сущности человека (культуры) и вносит в нее принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества;
б) технологический аспект: 2) связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены;
в) личностно-творческий аспект: 3) обусловлен те, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно-организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты);

 

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде.

а) Этнопедагогический подход: 1) означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания;
б) антропологический подход: 2) проявляется в единстве интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального;

 

Педагогические исследования делятся:

а) фундаментальные: 1) обоснование конкретных научно-практических рекомендаций;
б) прикладные: 2) обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений;
в) разработки: 3) работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса.

 

Педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: (оставить правильные ответы)
а) проблема; б) тема; в) объект;
г) предмет; д) цель; е) задачи;
ж) гипотеза; з) защищаемые положения;
и) культурологические аспекты;
к) программно-информационные направления.

 

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей отношений построения научных теорий. Они делятся:

а) методы изучения педагогического опыта: 1) теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы;
б) методы теоретического исследования: 2) наблюдение, опрос, интервьюирование;
в) математические и статистические методы: 3) регистрация, ранжирование, шкалирование.

 

Методы изучения педагогического опыта:

а) наблюдение: 1) метод массового сбора информации;
б) опрос: 2) целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления;
в) анкетирование: 3) беседа, интервью.

 

Методы теоретического исследования:

а) теоретический анализ: 1) логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных;
б) индуктивные и дедуктивные методы: 2) выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений;

Математические методы:

а) регистрация: 1) введение цифровых показателей;
б) ранжирование: 2) выявление наличия определенного качества;
в) шкалирование: 3) расположение данных в определенной последовательности.

 

Структурные компоненты целостного педагогического процесса:

а) содержательно-целевой компонент: 1) это целостность освоения и конструирования, делового взаимодействия, взаимодействия педагогов и воспитанников, освоение воспитанниками содержания образования;
б) организационно-деятельностный: 2) характеризуется определенными эмоциональными отношениями;
в) эмоционально-мотивационный: 3) контроль и оценка воспитателями деятельности воспитанников;
г) контрольно-оценочный: 4) взаимосвязанные цели образования с одной стороны и содержание образования с другой.

 

Функции целостного педагогического процесса:

а) образовательная: 1) развитие личности в процессе обучения и воспитания, которое выражается в качественных изменениях деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений;
б) развивающая: 2) реализуется в процессе обучения, а также во всей внеклассной работе.

 

Принципы целостного педагогического процесса:

а) организации целостного педагогического процесса: 1) принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
б) управления деятельностью воспитанников в целостном педагогическом процессе: 2) принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования;

 

Принципы организации целостного педагогического процесса:

а) принцип гуманистической направленности педагогического процесса: 1) отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм педагогического процесса с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни;
б) принцип связи с жизнью и производственной практикой: 2) приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией;
в) принцип научности: 3) ведущий принцип образования, выражающий необходимость органичного сочетания целей общества и личности.

 

Принципы управления деятельностью воспитанников в целостном педагогическом процессе:

а) принцип сознательности и активности учащихся: 1) требовательность – есть своеобразная мера уважения к личности ребенка;
б) принципы уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему: 2) единство и целостность педагогического процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех социальных институтов;
в) принцип согласованности требований школы, семьи и общественности: 3) отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе.

 

Субъект-субъектная сущность взаимодействия педагога и воспитанника в целостном педагогическом процессе стала основой личностно-ориентированного образования. Несмотря на разноплановость концепций личности, большинство авторов едины в выделении трёх основных групп концепций: (установите соответствие)

а) первая - социодинамические концепции: 1) ведущая роль в становлении личности отводится внешним воздействиям социальной среды и воспитания;
б) вторая - психодинамические концепции: 2) признает определяющей силой развития личности наследственность;
в) третья - субъектнодинамические концепции: 3) утверждает, что человеческая личность – уникальная ценность, способная к саморазвитию.

 

Теоретическая функция педагогики: (расставьте в соответствии)

а) описательная: 1) выявление состояния педагогических исследований, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся;
б) диагностическая: 2) объяснительная – изучение передового и новаторского педагогического опыта;
в) прогностическая: 3) экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

 

Технологические функции педагогики:

а) проективная: 1) направлена на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
б) преобразовательная: 2) предполагающая оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию;
в) рефлексивная: 3) связана с разработкой соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции, планы педагогической деятельности, ее содержание и характер.

 

Целенаправленный организованный процесс управления социализацией называется:
а) исследование; б) образование; в) обучение.

 

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки.

а) к первой группе относятся: 1) понятия, связанные с объектом научного знания;
б) ко второй группе относятся: 2) собственно педагогические понятия, в которых раскрывается предмет педагогики;

 

Структура педагогической науки:

а) общая педагогика: 1) включает в себя дошкольную, школьную, высшей школы, взрослых;
б) возрастная педагогика: 2) базовая научная дисциплина, исследующая закономерности образования;
в) история педагогики: 3) занимается анализом, сравнением образовательных систем в разных странах;
г) сравнительная: 4) исследует возникновение и развитие образовательной практики и педагогических теорий в различные исторические эпохи.

 

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

а) философский: 1) представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин;
б) общенаучный: 2) совокупность методов, принципов исследования процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине;
в) конкретно-научный: 3) составляет методику и технику исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала;
г) технологический 4) составляет общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

 

Формирование методологической культуры педагога опирается на: (проранжируйте)
а) понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов;
б) диалектический подход, ориентированный на формирование методологической культуры.

 

Философский уровень методологии педагогики:

а) гносеологизм: 1) основывается на философии понимания человеком конечности своего существования, прозрения и переживания экзистенции, т.е. на отношении к своей жизни как величайшей ценности и уникальности;
б) экзистенциализм: 2) проявляется в науке как акцентированное внимание к передаче детям и взрослым знаний другим человеком - учителем;
в) марксизм: 3) связан с пониманием того, что историю творят люди, интересы и стремления которых побуждаются общественными условиями.

 

Педагогические исследования делятся:

а) фундаментальные: 1) обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений;
б) прикладные: 2) обоснование конкретных научных практических рекомендаций;
в) разработки: 3) работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса.

 

Методы изучения педагогического опыта:

а) наблюдение: 1) метод массового сбора информации;
б) опрос: 2) целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления;
в) анкетирование: 3) беседа, интервью.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:725

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.