Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Международное сотрудничество

Трансграничный перенос загрязнений

В середине 40-х годов, после начала испытаний атомного оружия, было отмечено глобальное распространение радиоак­тивных веществ в атмосфере и их выпадение практически по всему земному шару. А затем было установлено, что на большие расстояния могут распространяться и многие другие загрязняющие вещества, например оксиды серы и азота, тяжелые ме­таллы, ДДТ. Так, ДДТ обнаружили в Антарктиде, в частности в теле пингвинов. Оксиды серы и азота, растворяясь в атмосфер­ной влаге, увеличивали кислотность осадков. Если в 50-х годах рН осадков в США составлял 4,6-7,0, то в 70-х - 4,1-6,5. В Скандинавии среднее значение рН осадков за тот же период снизилось с 5,5 до 4,5. А определение свинца во льдах Гренлан­дии показало, что лед, датированный 800 г. до н.э., содержал 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда; датированный 1753 г. содержал свинца в 25 раз больше, а датированный 1969 г. уже в 500 раз больше, т.е. 0,2 мкг свинца на 1 кг льда.

При этом закисление атмосферных осадков и, как следствие этого, поверхностных вод представляет, по-видимому, наиболь­шую опасность: в Канаде, Норвегии, Швеции закислены и мертвы многочисленные озера, в Западной Европе погибают вечнозеленые леса на больших площадях.

Однако такое загрязнение территорий других государств не является преднамеренным с точки зрения международного пра­ва, так как вызвано способностью многих веществ спонтанно распространяться на большие расстояния, за пределы нацио­нальных границ.

Поражение живой природы в результате этого явления при­вело к организации крупномасштабных исследований трансгра­ничного переноса загрязнителей. Проведение таких исследова­ний оказалось возможным лишь при международном сотрудни­честве многих государств. Поэтому в 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить посто­янные наблюдения и контроль.

 

 

В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила основные принципы построения глобальной сис­темы мониторинга и рекомендовала организацию станций на­блюдения за загрязнением биосферы, а также поставила перед органами ООН (ВОЗ, ФАО, ВМО, ЮНЕСКО и др.) задачи по по­строению международной системы мониторинга окружающей среды.

Затем в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по про­блемам окружающей среды) в 1973-1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), основной целью которой определено предоставление информации, необходимой для обеспечения настоящей и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и мудрого управления окружающей сре­дой и её ресурсами. В создании ГСМОС рекомендовано опирать­ся на существующие национальные системы. Были также предложены первые варианты приоритетных списков опреде­ляемых загрязнителей (загрязняющих веществ и их источни­ков).

Далее в 1975 г. Совет управляющих ЮНЕП совершенствует списки определяемых загрязнителей, дает рекомендации по расположению станций фонового мониторинга в биосферных заповедниках, намечает планы развития ГСМОС, включая со­вершенствование имитационных моделей, разработку стратегии управления окружающей средой.

К концу 70-х годов ГСМОС начинает полностью выполнять поставленные задачи.

В 1979 г. в Женеве на Общеевропейском совещании по охра­не окружающей среды подписана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, на основе которой принимается и развивается Совместная программа наблюдений и оценки распространения загрязняющих воздух веществ на

большие расстояния в Европе (ЕМЕП). В ней участвуют 28 ев­ропейских стран, США и Канада. Программа ЕМЕП включает:

а) отбор проб, их анализ и определение химических характеристик;

б) сбор данных о выбросах;

в) построение математических моделей для оценки трансграничных потоков;

г) сопоставление экспериментальных и расчетных данных и их анализ.

Целью Программы ЕМЕП является предоставление прави­тельствам информации о переносе в атмосфере загрязняющих веществ через границы государств и вкладе в этот перенос внут­ренних и внешних источников различных государств.

Информация, получаемая в рамках Программы ЕМЕП, дает основу для проведения долговременных оценок экологических последствий антропогенного загрязнения окружающей среды. В этом тесно смыкаются цели и задачи ЕМЕП и ГСМОС.

Проблемы ГСМОС разрабатываются и решают и в ряде дру­гих международных программ.

Международный союз охраны природы, работающий под эгидой ООН с 1948 г., разработал Всемирную стратегию охраны природы.

В рамках Международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) с 1970 г. изучается воздействие загрязнителей на наземные и пресноводные экосистемы, ведется подготовка специалистов.

ВМО обеспечивает глобальный мониторинг Мирового океана.

В 1990 г. Международный центр научной культуры - Все­мирная лаборатория предлагает проект «Глобальный экологиче­ский мониторинг» с использованием военных спутниковых тех­нологий. С 1992 г. в этом проекте участвуют Российская Феде­рация, США, Украина, Казахстан, Литва и Китай в качестве наблюдателя.

В июне 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой участвовали главы большинства государств и правительств мира, призвала мировое сообщество «перейти на рельсы устойчивого развития, при кото­ром потребности сегодняшнего населения планеты будут удовлетворяться не в ущерб будущим поколениям, а экономический рост будет сочетаться с решением социальных проблем и сохра­нением окружающей среды».

В 1993-1995 гг., несмотря на финансовые затруднения, продолжалось участие Российской Федерации в деятельности ЮНЕП, прежде всего в области трансграничного переноса за­грязнителей (в том числе при промышленных авариях), охраны трансграничных водотоков и озер, использования экономических инструментов в экологической политике, обращения с опасными химическими веществами.

Росгидрометом в тот же период продолжалась работа по реа­лизации основных программ ВМО, в частности, проектов и ис­следований, связанных с глобальным изменением климата, гло­бальной системы наблюдений за климатом и глобальной службы атмосферы, обеспечивающих информацию о состоянии Мирового океана, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей сре­ды, а также глобальной системы получения и распространения гидрометеоинформации через сеть мировых, региональных и национальных центров.

Активизировалось двустороннее сотрудничество с рядом стран. Так, с США проводились совместные работы по пробле­мам озера Байкал, управления окружающей средой в промыш­ленных областях, управления источниками комплексного за­грязнения, охраны дикой природы и организации заповедников. С Финляндией сотрудничество осуществлялось в области охраны окружающей среды объектов, расположенных в Карелии, Ле­нинградской, Мурманской, Новгородской областях. Сотрудниче­ство с Норвегией связано с загрязнениями Баренцева и Карско­го морей. Российско-датской комиссией по окружающей среде намечена большая программа в области очистки сточных вод и утилизации отходов. Развивается сотрудничество с Германией, Нидерландами, Китаем, Бельгией и другими странами, в том числе СНГ.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:357

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.