Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Конфликты в торговле

 

Причины конфликтов в торговле

Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые выражают взаимодействие личностей, отношение социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Там, где действуют люди, практически всегда есть место конфликтам.

Конфликты на торговом предприятии вызываются различными причинами и протекают при неодинаковых обстоятельствах. Чаще всего они вызываются нарушением или несоблюдением норм деловой этики, или возникают в результате столкновения противоположных мнений, несовместимых ценностей, различных оценок и подходов, неудовлетворительной коммуникацией.

Торговая деятельность имеет свою специфику. Труд работника магазина связан с постоянным общением с покупателями, поставщиками, коллегами по работе. Не редко во время труда работника магазина возникают конфликтные и стрессовые ситуации. Очевидно, что причины возникновения конфликта на предприятии торговли отличаются от причин конфликтов на промышленных предприятиях, где основное время сотрудников посвящено работе не с людьми, а с предметами труда, оборудованием. Для руководителя торгового предприятия очень важно своевременно определить причины конфликта. Знание причин возникновения конфликтной ситуации до момента ее развития и вовлечения в конфликт новых сотрудников дает возможность руководителю блокировать эти причины и в последствии устранить их. Одной из особенностей труда в торговле является высокий удельный вес ручного труда и, следовательно, большая потребность в работниках. Вследствие этого, торговля является по трудовым ресурсам одной из самых ресурсоемких отраслей хозяйства. В связи с этим именно в торговле должно уделяться достаточно много внимания и ресурсов не только подбору персонала, но и постоянному повышению уровня квалификации сотрудников.

Другой особенностью труда работников торговли является его высокое нервно-эмоциональное напряжение. Действительно, работа торгового персонала связана с постоянными контактами с покупателями, часто покупатель не доволен товарами, ценами, качеством товара. Работник магазина должен, с одной стороны, уметь сглаживать противоречия, участвуя в постоянном общении с посетителями торгового предприятия, а с другой, объяснить преимущества данного товара и убедить посетителя совершить покупку. «Нервозность» работы повышается и в связи с кризисными явлениями в экономической и моральной области. Все это требует от работников не только высокой квалификации, но и хорошего физического здоровья, умения снять стрессовое напряжение.

Такая специфическая особенность торговых предприятий, как наличие индивидуальной и коллективной материальной ответственности, требуют высокой степени доверия между работниками универсама, уверенности в честности тех, с кем эта ответственность делится. Часто именно в связи с наличием материальной ответственности и возникновением ситуаций недостачи товаров или других материальных ценностей связаны самые глубокие конфликты в торговле.

Виды конфликтов в торговой сфере

Можно выделить следующие виды конфликтов, возникающих на торговом предприятии:

1. Конфликт между продавцом и покупателем.

2. Конфликты между сотрудниками предприятия.

3. Конфликт между поставщиком и торговым предприятием.

4. Конфликт между руководителем и подчиненными.

5. Конфликт между административными органами, государственной властью и торговым предприятием.

Эффективность труда персонала торговых предприятий, занятого непосредственно обслуживанием покупателей, во многом зависит от интенсивности покупательских способностей. Этот показатель имеет высокую степень аритмии на протяжении не только рабочего дня, но и в отдельные дни недели, что проявляется в неравномерной трудовой загрузке работников, наличии вынужденных перерывов в деятельности, создании чрезмерной загрузки, приводящей к стрессовым эффектам. Например, количество покупателей в предпраздничные дни превышает нормальный уровень в несколько раз.

Часто основа для роста конфликтов как между персоналом и администрацией предприятия, так и между самими работниками лежит опять же в социальной плоскости. Низкие доходы, не дающие большинству населения чувствовать себя достойно, дифференциация доходов, постоянная боязнь потерять работу и «остаться на улице» – все это приводит к нервному напряжению и срывам. Другой ключевой проблемой при управлении торговыми предприятиями является то, что происходит расслоение людей на «богатых и бедных». Особенно это противостояние обостряется в торговле.

В ходе стремительной приватизации предприятий торговли основная собственность оказалась в руках руководителей магазинов. Практически «приватизация трудовым коллективом» заменилась «приватизацией представителями администрации». Через несколько месяцев однородный по отношению к собственности трудовой коллектив разделился на «хозяев предприятий» и «наемных работников». Ясно, что в ходе приватизации появилось много «обиженных и обманутых». Они появились не на улице, а внутри самого предприятия. Общий же имидж предпринимателей в глазах населения малопривлекателен, прежде всего, из-за несовместимости с образом «честного бизнесмена» их морального облика (рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, потребительское отношение к людям). Все это, естественно, отражается на отношениях между трудовым коллективом и его отдельными представителями и руководством предприятий, закладывает основу для взаимного обмана и противостояния сторон.

Проводя анализ системы трудовых отношений между руководителями предприятий и наемными работниками, можно выявить следующие тенденции:

– занятость представляет главную социальную проблему для работников и определяет их поведение в отношениях с предпринимателями, абсолютное большинство работников боится потери работы;

– руководители используют страх работников потерять место как один из основных инструментов своего влияния на трудовые отношения;

– угроза увольнения заставляет работников не протестовать в активной форме против систематического снижения реальной заработной платы, соглашаться с авторитарным стилем управления, искать дополнительные источники доходов;

– центр социальной напряженности в трудовых отношениях постепенно перемещается на уровень предприятия. Все большее число работников считает виновниками своего тяжелого положения директоров.

– недовольство на предприятиях принимает в основном скрытые формы из-за социальной незащищенности и низкой организованности работников, слабости или отсутствия профсоюзных организаций.

Исключить полностью конфликтные ситуации в трудовом коллективе невозможно. Задача любого руководителя – обладать искусством их эффективного разрешения. Более того, конструктивный подход к разрешению того или иного конфликта может часто являться источником развития коллектива и повышения эффективности качества его работы.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1415

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.