Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Процесс реформирования отечественной пенитенциарной системы в 1860–1870-е гг.

 

После отмены крепостного права в годы буржуазных реформ вопрос о преобразовании отечественной пенитенциарной системы приобрел особую актуальность. Развитие вольнонаемного труда сделало для частных владельцев сибирских рудников и фабрик экономически невыгодным труд осужденных.

В 1860-е гг. принудительные работы на каторге практически не осуществлялись, и она перестала страшить преступников.

В 1863 г. в Российской империи были отменены телесные наказания, и на тюремное заключение стали смотреть как на их альтернативу. Тюрьмы, которые прежде были почти исключительно местом ожидания приговора и временным приютом для пересыльных, стали наполняться осужденными. К последним прибавились тысячи поляков, участников восстания 1863 г. В свою очередь, общественность, вдохновленная успехом судебной реформы, ожидала таких же энергичных действий правительства в отношении мест лишения свободы. В прессе все чаще появлялись пожелания как можно скорее создать следственные тюрьмы, отвечающие интересам следствия и служащие целям ограждения обвиняемых от дурного влияния тюремной субкультуры.

Общество осознало необходимость ограждения от влияния тюрьмы малолетних узников. Подтверждением тому – открытие на деньги мецената Рукавишниковского приюта в Москве (1864 г.), в котором отбывали наказание несовершеннолетние преступники. Этот почин был поддержан государством, и 5 декабря 1866 г. появился Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников».

Важной мерой по укреплению дисциплины в российских тюрьмах стало изменение в 1865 г. принципа комплектования служащих уголовно-исправительных учреждений. Охрана заключенных, которая раньше осуществлялась военными, теперь перешла в ведение вольнонаемных надзирателей.

Перечисленные выше меры свидетельствуют о стремлении государства и общества навести порядок в местах лишения свободы, сделать их местом исправления, а не рассадником пороков. В то же время в обществе и высших эшелонах власти крепла уверенность в необходимости комплексных мер по преобразованию уголовно-исполнительной системы.

Еще в 1862 г. начала свою деятельность Особая комиссия по преобразованию тюремной системы под председательством товарища министра юстиции графа К.И. Палена.

Ее главной целью стала общая разработка тюремного вопроса. Начался сбор информации о местах лишения свободы у начальников губерний. Его результаты, неприятно поразившие российское общество, были обнародованы в 1865 г. В дальнейшем за границу для изучения передового опыта командировали несколько чиновников. Среди них находился будущий глава тюремного ведомства М.Н. Галкин (впоследствии М.Н. Галкин-Враской).

Важной особенностью подготовки реформы стала ее гласность. Ежегодно газеты и журналы публиковали десятки статей, посвященных проблемам, имеющимся в отечественных тюрьмах, а также описанию достижений западной пенитенциарной практики. С уверенностью можно утверждать о том, что начавшаяся подготовка реформы привела в 1860-е гг. к зарождению отечественной пенитенциарной науки.

Кроме того, 60-е гг. XIX в. стали временем экспериментов в области организации труда осужденных.

В 1865 г. известный литератор граф В.А. Соллогуб начал руководство экспериментом по организации арестантских работ в Московским смирительном и рабочем доме (переименованном в 1870 г. в Московский исправительный дом). Находясь под влиянием успехов так называемой Ирландской пенитенциарной системы, позволявшей арестанту усердным трудом и примерным поведением заслужить досрочное освобождение, Соллогуб поставил себе целью разработать отечественную систему, отвечающую российским реалиям. Во главу угла своей системы он поставил русскую артель с ее выборным началом и круговой порукой, предоставив возможность арестантам, проявляя трудолюбие и дисциплинированность, пройти путь от чернорабочего, чей труд был безвозмездным, до мастера, получающего за свой труд не меньшее вознаграждение, чем свободный ремесленник. В этом учреждении педагогом Ф. Савенко впервые в России были разработаны и применены школьные курсы для грамотных и неграмотных арестантов.

В 1868 г. эксперимент Соллогуба был продолжен М.Н. Галкиным в новой Санкт-Петербургской срочной тюрьме. Обе тюрьмы вполне соответствовали основным постулатам обурнской системы: обязательный труд арестантов и их ночное разъединение.

Одновременно с разработкой оптимальной модели организации труда в тюрьмах Комитет Министров предпринял попытку реформировать арестантские роты гражданского ведомства. В 1864 г. управление ими было передано от Главного управления путей сообщения и публичных зданий Министерству внутренних дел с правом использовать арестантов на работах не только по месту постоянной дислокации рот.

Уже в 1865 г. 2000 арестантов строили участок железной дороги между Тулой и Орлом.

В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы 31 марта 1870 г. арестантские роты были переименованы в исправительные отделения. В них было введено гражданское управление и вольнонаемный надзор. В штате при арестантских отделениях состояли: начальник отделения, старшие надзиратели, их помощники и вольнонаемные надзиратели. Они носили полицейскую форму с незначительными отличиями.

В 1869 г. приступила к работе новая комиссия под руководством товарища министра внутренних дел князя А.Б. Лобанова-Ростовского. Ее целью стали подготовительные работы по составлению проекта положения об исправительных тюрьмах.

В результате работы комиссии в 1872–1873 гг. под руководством графа В.А. Соллогуба были разработаны конкретные меры по преобразованию пенитенциарной системы. Соллогуб как последовательный противник каторги и ссылки сформировал ряд предложений по устройству системы мест заключения.

Для лиц, находящихся под следствием, предполагалось создать предварительные места изоляции; для осужденных к лишению свободы – исправительные места изоляции: арестные дома (на срок до 1 года), смирительные дома (на срок от 1 года до 5 лет) и исправительные дома (на срок свыше 5 лет).

Кроме того, предусматривалось строительство особых тюрем для женщин.

Особый комитет под председательством члена Государственного совета П.А. Зубова (1873 г.) подсчитал прогнозируемые финансовые затраты на осуществление тюремной реформы.

Проекты В.А. Соллогуба и П.А. Зубова были внесены в 1875 г. в Государственный совет, где изучались почти 2 года.

Следует отметить, что расходы на строительство сети тюрем требовались значительные (42 млн руб.). Однако не только это обстоятельство препятствовало началу реформ. Требовался пересмотр всей «лестницы наказаний», установленной в 1845 г.

С этой целью была создана в 1877 г. Особая комиссия под председательством члена Государственного совета И.К. Грота. Чрезвычайное усердие в работе комиссии выказал неофициальный ее член – И.Я. Фойницкий, признанный классик отечественной пенитенциарной науки.

Одним из результатов работы Особой комиссии стало создание 27 февраля (по новому стилю – 12 марта) 1879 г. Главного тюремного управления (ГТУ). Его первым начальником стал М.Н. Галкин-Враской, занимавший эту должность до 1895 г.

Необходимо подчеркнуть, что идея создания центрального органа, которому подчинялись бы места лишения свободы, озвучивалась всеми предшествующими комиссиями. При этом ощущалось влияние шведской системы управления, горячим поклонником которой был В.А. Соллогуб.

ГТУ было создано как высший контролирующий и распорядительный орган, структурно подчиненный министру внутренних дел, в компетенцию которого входило центральное руководство уголовно-исполнительной системой Российской империи. В его ведении на момент создания находились 84 губернских тюремных замка, 510 уездных тюремных замков, 32 дополнительных тюремных помещения, 33 исправительные тюрьмы и арестные отделения, 11 смирительных домов, 2 исправительных дома, 4 следственные тюрьмы, 12 пересыльных и 12 каторжных тюрем. Всего в местах лишения свободы, подведомственных ГТУ, содержалось 88 тыс. человек.

Одновременно с ГТУ был создан новый коллегиальный орган – Совет по тюремным делам, в состав которого входили высокопоставленные представители различных ведомств, назначаемые императором.

Итогом работы Особой комиссии И.К. Грота стало утвержденное 11 декабря 1879 г. императором Александром II мнение Государственного совета «Об основных положениях, имеющих быть руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях». Этот документ фактически стал первой в истории отечественной пенитенциарной системы концепцией ее развития, получившей статус закона.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:484

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.