Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Конкурс на замещение должности государственной (муниципальной) службы

Конкурс – это сложное, многоаспектное понятие:

1. Конкурс – это специальный термин, это некое термин, с помощью которого законодатель устанавливает особенности правового регулирования труда либо профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих

Конкурс является особенностью регулирования труда научно-педагогических работников. Специфика - Закон «о службе в таможенных органах РФ». Специальный закон может устанавливать особенности прохождения данного вопроса.

Статья 16 и 18 ТК РФ – трудовой договор может заключаться на основании результатов конкурса (статья 16 часть 2 абз. 3).

Что обозначает этот термин? – в настоящее время на законодательном уровне определение термина вообще нет.

Статья 22 Закона №79 – конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы и соответствия этих претендентов квалификационным требованиям должности. Особенности регулирования труда научно-педагогических работников - конкурс считается несостоявшимся, если документы не подал ни один человек.

Указ президента от 01.02.2005 года №112, которым утв. «Положение о конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы РФ» - пункт 20 этого положения говорит, что заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее 2х кандидатов. Слово «конкурс» - означает вид соревнования, состязания с целью выявления лучшего. Конкурс – это оценка с целью выявления лучшего.

2. Конкурс это не только специальный термин, но это ещё и правовой институт. Как правовой институт конкурс – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и проведение конкурса, которые регулируют соответствующие отношения.

Конкурс регулируется общими (ТК РФ), особенным и специальными нормами.

К особенным нормам относят - статья 22 закона №79 и соответствующего положения, применительно к муниципальной службе – статья 17 закона №25. Статья 17 закона №25 говорит об особенностях конкурса на замещение должностей муниципальной службы. Четко определен вид муниципально-правового акта – принимаемый представительным органом.

Специальные нормы: закон №131 статья 36.

Статья 22 и 17 закона №79 говорят об акте руководителя органа, которым создается конкурсная комиссия. Эти акты являются актами реализации, актами правоприменения. Например, частью 8 статьи 22 устанавливается правило, кто входит в состав конкурсной комиссии.

Указ президента о прохождении конкурса распространяется на все органы, как федерального уровня, так и уровня субъектов (пункт 1 данного положения). Вопросы, связанные с организацией и проведением конкурса относятся к компетенции РФ.

3. Конкурс как форма реализации, гарантия для лиц, поступающих на государственную, муниципальную службу. С одной стороны, конкурс для конкретного человека это право. Формы реализации этого права:

a. Право подачи документы

b. Право отзыва документов

c. Право отказаться от должности, на которую прошел конкурс

С другой стороны, гарантия реализации его конституционных прав. Возникает в результате избрания по конкурсу. Нельзя отказать если человек прошел конкурс. По результатам конкурса может быть также и отказано.

4. Конкурс является гарантией для самого государственного органа, органа местного самоуправления. Конкурсная комиссия это всегда коллегиальная оценка претендентов, это всегда больше шансов для выбора профессионала

5. Конкурс - это отношения, урегулированные соответствующими правовыми нормами. Виды:

a. Конкурс предшествует трудовому отношению.

b. Статья 22 часть 1 говорит, что конкурс может предшествовать как поступлению на должность, так и переводу. Это означает, что конкурс моет сопутствовать трудовому отношению.

Виды конкурса:

a. Конкурс на вакантную должность. В Положении дается определение вакантной должности – это должность незамещенная другим гражданским служащим.

b. Конкурс может проводиться на должность, которая не является вакантной, так как замещена. Например, статья 64 «кадровый резерв». По результатам аттестации статьей 48 допускается вариант, что аттестационная комиссия может рекомендовать в установленном порядке включение в кадровый резерв

6. Конкурс или его результаты являются юридическим фактом

a. Для поступления на гражданскую муниципальную службу

b. Для перевода на другую должность

c. Для включения в кадровый резерв

7. Конкурс - это процедура. Под процедурой мы понимаем ряд последовательных действий субъектов, которые принимают участие в организации и проведении конкурса. Положение определяет порядок проведения и организации конкурса. Пункт 6 – конкурс проводится в два этапа. Согласно статье 22 закона №79 по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должность гражданской службы, имеющую категорию «младшая». На каком этапе руководитель вправе отменить конкурс? Пункт 6 Положения говорит, что на первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов на конкурс, размещает информацию на сайте государственной органа и т.д.. Если сам конкурс начинается с момента подачи объявления значит право отменить конкурс утрачено с момента объявления. На практике возникли следующие вопросы. Участникам конкурса должны быть даны единые задания или разные? Есть такой термин «конкур». Из практики выработалось, что это одинаковые задания. Конкурс очень связан с другими правовыми нормами.

Статья 22 закона №79 и статья 17 закона №25 устанавливают квалификационные требования. Сами квалификационные требования установлены в статьях 9 и 12.

Конкурс связан с правовым институтом служебный контракт и трудовой договор и, в частности, таким вопросом как испытание. Статья 27 закона №79 «испытание при поступлении на гражданскую службу» в части 3 говорит о случаях когда испытание не устанавливается. В пункте 5 говорится, что испытание не устанавливается и в других случаях предусмотренных федеральными законами. В этом случае действует общая ТК РФ статья 70 часть 4 – испытание не устанавливается при приеме на работу для лиц избранных по конкурсу.

Часть 2 статьи 22 дает перечень случаев, когда не проводится конкурс:

a. Конкурс не проводится при замещении должности руководителей и заместителей руководителей (нужно применять вместе со статьей 9), заключением срочного трудового контракта главное условие – срочность.

b. Часть 2 статьи 22 пункт 4 говорит о том, что конкурс не проводится, когда существует гарантия у гражданского служащего – по состоянию здоровья не может выполнять обязанности по замещаемой должности, и ему предоставляется гарантия по переводу на другую должность. При реорганизации или изменении структуры государственной органа тоже предоставляется такая гарантия

c. Пункт 5 части 2 статьи 22 – при назначении на должность гражданской службы лица, которое находится в кадровом резерве, конкурс не проводится.

В отличие от ТК РФ, статья 27 «испытание при поступлении на гражданскую службу» говорит, что при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право предоставить гражданскому служащему ранее занимаемую должность. Возникает вопрос по применению части 7 пункта 1 статьи 27.

Когда один претендент и он соответствует квалификационным требованиям, то нужно признавать конкурс несостоявшимся, и заключать служебный контракт.

30 декабря 2009 года

Помимо конкурса существует следующий вид оценки- аттестация.

Аттестация – это многоаспектное понятие:

1) Термин – с помощью него законодатель устанавливает особенности правового регулирования некоторых видов профессиональной деятельности, ГС, ГГС и МС

Как термин, аттестация, в переводе с латинского означает «свидетельство» и в Краткой Российской энциклопедия – это определение квалификации работника, качества продукции, рабочих мест, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика.

Пример:

Ø ТК – особенности регулирования труда профессорско-преподавательского состава – предполагается возможность прохождения аттестации для преподавателей (глава 52 ТК);

Ø аттестация судей – положение о квалификационной аттестации судей в РФ, которым определен порядок прохождения судей СОЮ, арбитражных и военных судов и присвоения им соответствующих квалификационных классов (ст. 2 и 19 Закона «О статусе судей»);

Ø ПП Совета Министров от 20 августа 1993 года от №876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта»

Ø Ст. 11 ФЗ-114 «О службе в таможенных органах РФ»

Ø Ст. 48 ФЗ-79 «Аттестация гражданских служащих»

Ø Ст. 18 ФЗ-25 «Аттестация муниципального служащего»

Особенность аттестации состоит в том, что в данных ФЗ устанавливается периодичность аттестации, как правило, 1 раз в 3 года. Специфика в том, что аттестация заключается в оценке профессионального уровня гражданского и муниципального служащего, но в отличие от конкурса она происходит на основе профессиональной служебной деятельности.

Данное понятие очень тесно связано с другими понятиями и по своему характеру относится к производным от понятия ГС, МС, должность ГС или МС, гражданский или муниципальный служащий.

В отличие от конкурса оценка происходит не на стадии поступления, а связана с этапом прохождения ГС (ч. 5 ст. 12 ФЗ-58). Следовательно, происходит оценка уже собственно самих государственных служащих, уже обладающих соответствующим статусом.

В отличие от конкурса, где происходит оценка профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационных требованиям, предметом оценки аттестации становится професиональная служебная деятельность, хотя в законе, в ст. 48 прямо об этом не говорится. Абз. 1 п. 2 Положения «О проведении аттестации государственных гражданских служащих , утв. УП от 1 февраля 2005 года №110.

В положении указаны и другие цели:

Ø Аттестация призвана способствовать формирования кадрового состава

Ø Повышению профессионального уровня гражданских служащих

Ø Аттестация является организационно-правовым средством реализации принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих

Ø Аттестация может проводиться и в других целях, в частности: она призвана способствовать решению вопроса о преимущественном праве гражданского или муниципального служащего при сокращении должностей в государственном или муниципальном органе; решение вопросов, связанных с оплатой труда гражданских служащих (абз. П. 2 Положения). В этих 2 случаях говорим о внеочередной аттестации.

Поменялся срок аттестации, старое положение и закон устанавливали неопределенный срок, не реже 1 раза в 4 года и не чаще 1 раза в 2 года.

Оценивается служащий специально созданной аттестационной комиссией, это специальный субъект, причем ч. 9-17 ст. 48 ФЗ-79 говорит о ней как вспомогательном субъекте, который существует для того, чтобы представитель нанимателя по ее результатам принял решение, публичный характер устанавливает определенные ограничения для представителя нанимателя, он в самом общем виде не может принять решение, которое противоречило бы решению аттестационной комиссии. Комиссия работает на постоянной основе. Законодатель устанавливает обязательный состав (ч. 10) комиссии:

Ø представитель нанимателя либо уполномоченное им лицо,

Ø представители подразделения по вопросам ГГС и кадров

Ø как правило участвует представитель юридического отдела

Ø руководитель подразделения, где служащий осуществляет свою деятельность

Ø представитель соответствующего органа по управлению государственной службой (в СО – это управление кадров и наград?).

Ø представители научных и образовательных учреждений (как в конкурсной, так и внеконкурсной комиссии) – участвуют по приглашению органа управления ГС, запросу представителя нанимателя, называются независимыми экспертами, должны быть специалистами по вопросам ГС. Число независимых экспертов должно составлять не мене ¼ от общего числа членов комиссии.

Ø Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, исполнение должностных которых связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Ø Комиссия формируется так, чтобы исключить конфликт интересов

Ее решение является правовым основанием для принятия представителем нанимателя соответствующего решения (ч. 16, 17).

2) Комплексный правовой институт

Мы будем руководствоваться совокупностью правовых норм, которые регулируют организацию и проведение аттестации.

Законодатель использует разные по природе нормы:

Ø диспозитивные и императивные,

Ø по содержанию: общие и особенные (ст. 48 ФЗ-79 – императивная), специальные и исключительные

Правовые последствия несоблюдения императивной нормы (ст. 48):

Ø Не проводится

Ø Проводится не сроки

Это неисполнения нормы, соответствующие лица привлекаются к дисциплинарной ответственности

Диспозитивная норма - в ч. 6 ст. 48 «По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего».

При коллизии специальной нормы и общей нормы применяется специальная норма и т.д.

В ФЗ-79, в ч. 17 ст. 48 предусматривает: «При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской». П. 4 ч. 1 ст. 33 – основание, эта бланкетная норма, отсылает к пп. Б, п. 1, ч. 1 ст. 37 – служебные контракт расторгается в случае несоответствия вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Есть ряд общих норм ТК, которые необходимы нам проведении аттестации. Например, ч. 2 ст. 82 – увольнение РК, являющихся членам ПФС, проводится с учетом мнения ППО. Ч. 3, ст. 82 – при проведении аттестации в состав ее входит представитель профсоюзного органа.

Исключительные нормы: ч. 1 ст. 48 аттестация гражданского служащего проводится …, исключение из этой нормы - ч. 3 «Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт». Ч. 8 чи. 48 – «Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска».

В отличие от прежних норм законодательства о ГГС, ФЗ-79 устанавливает, что аттестация – предмет ведения ФОГВ, то есть мы руководствуемся только федеральным законодательством.

П. 1 Положения прямо определяет, что «Настоящим положением определяется порядок аттестации, как в ФОГВ, так и в государственном органе субъекта РФ.

Государственный орган в сфере правового регулирования аттестации дожжен принять только правовой акт, но по характеру он не является нормативным, это акт реализации. Больше никаких полномочий законодатель не предусматривает.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:531

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.