Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Требования к стратегическим целям и их структуризация по функциональной принадлежности

 

Сформулированные стратегические цели должны удовлетворять ряду требованиям, которые можно считать ограничениями на процесс целеполагания.

В мировой практике менеджмента существует специальная технология постановки целей под названием SMART (в русском переводе – СМАРТ). Эти принципы применимы как для стратегического, так и тактического планирования.

Общие принципы постановки SMART - целей предложил в 1954 г. Питер Друкер в своей работе «Практика менеджмента». С тех пор концепция SMART получила широкое распространение во всем мире, появились различные варианты расшифровки аббревиатуры SMART. Постановка SMART-целей не является жестко алгоритмизированной и допускает известную степень свободы.

Суть концепции сводится к следующему: цели, которые разрабатываются предприятием, должны быть SMART, то есть «умными». Это означает, что цели должны быть:

1) S (Specific) – конкретными и точными. Цели должны быть определены четко и не допускать множественного толкования. Результат достижения целей должен быть понятен всем исполнителям.

2) M (Measurable) – измеримыми. Конкретно поставленные цели должна быть измерены в каких-либо измерителях (в процентах, стоимостной оценке, частоте происходящих явлений, стандартах и т.п.). Постановка расплывчатых целей, с одной стороны, дезориентирует персонал, с другой стороны, лишает руководство возможности оценить результаты проделанной работы по достижению целей;

3) A (Achievable) - достижимыми, доступными. Цели не должна быть легкими в достижении, но в то же время они должны быть досягаемыми. Невозможно мотивировать персонал на выполнение недосягаемых целей.

4) R (Realistic) - реалистичными, практическими, обоснованными. Цели не должны вступать в противоречие между собой, а также с имеющимися ресурсами;

5) T (Time-bound, Time-based) - определенными во времени. Цель, не ориентированная во времени – то же самое, что отсутствие цели.

Таким образом, стратегические цели должны быть ясными, четкими, измеримыми, определенными во времени, однозначно понимаемыми и сформулированными в терминах, отражающих перспективное состояние предприятия.

 

Общие требования к формулированию стратегических целей предприятия указаны на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Требования к стратегическим целям

 

Стратегические цели определяются спецификой объекта управления. Если это коммерческая организация, то они могут заключаться в достижении конкретных рубежей на рынке, в инновационной активности, в повышении прибыльности, эффективности производства и управления. Для некоммерческих организаций приоритет может отдаваться социальным целям. Если это региональная или городская администрация, то стратегические цели, как правило, характеризуют повышение уровня жизни населения региона.

Ниже приведен примерный укрупненный перечень целей предприятия в зависимости от его специфики:

1) увеличение доли на рынке в регионе (отрасли и т.д.) до стольких-то % к такому-то году за счет высокого качества продукции, технико-экономических характеристик, превышающих конкурентные, а также за счет усиления маркетинговой политики;

2) достижение передовых позиций в отрасли по такому-то научно-техническому направлению, внедрение ноу-хау при производстве продукции для повышения эффективности производства, снижения издержек на 15 %;

3) выход на такие-то новые рынки сбыта продукции (услуг) в таком-то объеме к такому-то периоду;

4) освоение таких-то новых видов продукции (услуг) в таком-то объеме к такому-то периоду.

Иногда происходит некоторая путаница или отождествление понятий миссии и целей стратегического планирования. Это скоррелированные понятия, но между ними есть существенные отличия.

 

Таблица 2.3 - Различия между миссией и целями предприятия

Показатели Миссия Цели
Временной критерий Устремлена в будущее, не имеет временных определений Предполагают сроки их достижения
Направленность информации Ориентирована на внешнюю среду – потребителей, регион, общество, их интересы, ценности и приоритеты Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности
Особенности формулировки Формулируется в общих терминах и отражает образ предприятия, его марку, стиль и т.п. Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности
Измеряемость Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения Чаще количественно измеримы

 

На основе общих стратегических целей предприятия формулируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые, в свою очередь, конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц. На этапе формулирования стратегических целей происходит только укрупненная их функциональная структуризация. Детальная постановка целей, которая приведена ниже, производится, как правило, на стадии составления Стратегического плана.

Пример структурирования стратегических целей для службы маркетинга приведен на рисунке 2.4.

 

 
 

 

 


 

Рисунок 2.4 – Пример структурирования стратегических целей предприятия для службы маркетинга

 

Идеальным случаем является доведение до всего персонала общих стратегических целей предприятия, а также доведение до персонала детализированных целей по его функциональной принадлежности. Опыт показывает, что, в фирмах с небольшой численностью, где результат работы зависит практически напрямую от каждого работника фирмы, необходимо понимание стратегии предприятия каждым работником.

Обычно детализированные цели доводятся до всего персонала отдельными распорядительными документами после окончания восьмого этапа стратегического планирования - «Разработки стратегического плана».

Стратегические цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Следующим этапом стратегического планирования является изучение внешних и внутренних факторов.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:764

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.