Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Матрица Джи-И-Маккензи

Более широкие возможности для выбора стратегических мар­кетинговых решений на корпоративном уровне представляет мно­гомерная матрица Джи-И-Маккензи («привлекательность рынка/ стратегическое положение предприятия»). Она позволяет прини­мать более дифференцированные стратегические маркетинговые решения по эффективному использованию потенциала Предприя­тия в зависимости от различных уровней привлекательности рын­ка.

Стратегическое положение предприятия

Оптимизировать Усилить или удержать
Извлекать полную выгоду Уходить

Рис. 2 Матрица Джи-И-Маккензи

Эту матрицу предложила компания McKinsey, усовершенство­вав матрицу БКГ в ходе реализации проекта, выполнявшегося по заказу General Electric (отсюда и ее название: Джи-И-Маккензи). Она значительно увеличивает число факторов, участвующих в оценке, охватывает средний уровень хозяйственных зон, делает возможным использовать ее в условиях нестабильного развития.

Показатель «привлекательность рынка» (хозяйственного на­правления) определяется набором различных факторов. К их чис­лу можно отнести: размер рынка и возможности его роста; норму прибыли; уровень цен; состояние конкуренции; барьеры выхода на рынок; социальную роль; правовые ограничения и др.

Количественная оценка привлекательности рынка по методике Ансоффа рассчитывается следующим образом:

Привлекательность рынка = Перспектива роста х Перспектива рентабельности х Перспектива стабильности.

Перспектива будущего роста оценивается с помощью прогноза экономических, социальных, технических, политических и эму подобных условий для тех рынков, которые интересуют предприятие. Методически это возможно на основе использования различных методов прогнозирования: моделей, сценариев и др. Объектом прогнозирования выступает рыночный спрос, который, как известно, развивается под влиянием большого числа различных факторов.

Перспектива будущей рентабельности («норма прибыли») определяется экспертно на основе показателей, характеризующих, например, агрессивность ведущих конкурентов, уровень государ­ственного регулирования, колебания цен, изменения спроса и др.

Перспективы будущей стабильности/нестабильности измеряются путем анализа степени воздействия важнейших тенденций и |событий на соответствующее хозяйственное направление.

Показатель «стратегическое положение» (конкурентный статус, внутренний потенциал) оценивается с помощью различных факторов: чистый доход; возможности производства; финансовое положение; эффективность продаж; конкурентоспособность цены; образ на рынке; культура предприятия; стиль руководства и др.

Количественная оценка этого показателя исчисляется по фор­муле:

Стратегическое положение = Инвестиционная позиция х Ры­ночная позиция х Состояние потенциала.

Инвестиционную позицию определяют как отношение реаль­ной и оптимальной величины инвестиций для обеспечения роста предприятия (вложения в производство, НИОКР, сбыт и т.п.).

Рыночная позиция оценивается как отношение реально дей­ствующей рыночной стратегии к оптимальной с точки зрения возможности достижения лидерства на рынке, дифференциации деятельности, формирования приверженности потенциальных по­требителей, создания привлекательного образа и т.д.

Состояние потенциала предприятия устанавливают как отно­шение реального его состояния к оптимальному состоянию с по­зиции возможности достижения эффективного управления произ­водством, финансами, маркетингом, персоналом.

Если каждый из трех указанных показателей окажется равным единице, то можно сделать вывод, что предприятие обладает вы­соким стратегическим положением на рынке. В случае если хотя бы один из показателей будет равен нулю, у предприятия мало шансов на успех. Матрице Джи-И-Маккензи также присущи некоторые огра­ничения и недостатки. Так, определение факторов модели требует большого количества информации и ими достаточно трудно опе­рировать. Возможны различные подходы к их оценке.

Наряду с двумерной используется и многомерная матрица Джи-И-Маккензи, где выделяется дополнительно средний уро­вень оценки привлекательности рынка и стратегического положе­ния предприятия (рис.3). Она позволяет определить три основных стратегических направ­ления, в рамках которых формируется маркетинговая политика:

1. Наступательная стратегия (инвестирование)

2. Оборонительная стратегия (сохранение позиций)

3. Стратегия деинвестирования (уход, ликвидация)

 

 

Инвестирование Инвестирование Сохранение
Инвестирование Сохранение Уход
Сохранение Уход Уход

Рис. 3 Многомерная матрица Джи-И-Маккензи

Политика маркетинга в наступательной стратегии связана с постоянным исследованием потребностей рынка, активным про­движением товаров, обновлением ассортимента, формированием новых каналов распределения, подготовкой торгового персонала, созданием положительного образа и т.д.

При оборонительной стратегии маркетинговая деятельность направляется на замену нерентабельной продукции, создание стимулирующих цен, сокращение сроков доставки товаров, формирование новых, рыночных ниш и т.д.

В случае стратегии деинвестирования маркетинговая политика связана с сокращением производства товаров, свертыванием связей со средствами массовой информации, отказом от стимулирования продаж и т.д. Таким образом, так называемый портфельный подход к выработке стратегических маркетинговых решений на корпоративном уровне основан на следующем: четкая структуризация направлений деятельности предприя­тия по подразделениям, рынкам, товарам; выработка конкретных показателей (индикаторов), позволяю­щих сравнивать стратегическую ценность различных направле­ний; матричное представление результатов стратегического мыш­ления.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:608

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.