Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема. Сущность и логика педагогического процесса.

 

План лекции:

1. Характери­стика педагогического процесса как системы.

2. Движущие силы педагогического процесса.

3. Структура педагогического процесса.

4. Основные закономерности и принципы педагогического процесса.

 

1. Характери­стика педагогического процесса как системы.

Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Ее следует понимать как целое, общее, единое. Системный подход ориентирует на рас­крытие целостности объекта и обеспечивающих ее механиз­мов. В системном рассмотрении мы воспринимаем объект (яв­ление, процесс, отношения) не как сумму частей, а как нечто единое; мы не изолируем исследуемые объекты и не смотрим на них как на автономные единицы; мы изучаем, прежде все­го, взаимоотношения и взаимодействия разных компонентов данного целого и его отношения с окружающей средой, для того чтобы найти способ упорядочения, иерархии упомянутых отношений, определить основные закономерности данного объекта.

Признаками системы являются: наличие системообразую­щего фактора, общее качество, единство, цельность.

Системообразующий фактор — это то условие, при котором элементы системы объединяются друг с другом.

Для того чтобы система могла существовать, каждый из ее элементов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Объединяясь, все элементы образуют единую общность, которая обладает своими признаками и специфиче­скими отношениями с другими системами. Все это позволяет говорить о цельности системы, каждый элемент которой суще­ственно зависит от других, а его изменение влечет за собой из­менение всей системы.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, т. е. к тем, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо- и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная сис­тема образования и воспитания, региональные системы обра­зования и т. п.

На мезоуровне можно рассматривать в качестве педагогиче­ских систем деятельность учебных заведений, детских органи­заций и других социальных институтов общества, реализую­щих педагогические цели.

На микроуровне — это педагогические системы, реали­зующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогические системы являются относительно самостоя­тельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Группа педагогических систем, предполагающая непосред­ственный контакт с учащимися, весьма разнообразна: педаго­гические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Среди них можно выделить такую основополагающую систему, как педагогический процесс.

Педагогическим процессомназывают целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обес­печения единства обучения и воспитания (в его узком специ­альном смысле). Синонимом понятия «педагогический про­цесс» является сегодня широко используемый термин «образовательный процесс».

Как отмечает М. А. Данилов, педагогический процесс — «это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранно­сти и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность и идейность, его культуру и нравственный облик, его способности, привыч­ки, характер». В педагогическом процессе объективное соци­альное переходит в субъективное, индивидуально-психиче­ское состояние человека. В этом определении подчеркивается имен «внутренняя» сторона процесса.

Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фак­тором которой является цель педагогической деятельности — образование человека. Общим качеством всех компонентов системы является взаимодействие педагога и учеников, в кото­ром реализуются задачи обучения, воспитания и развития лич­ности в их единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Но это не механическое соединение процессов воспи­тания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Общность и единство педагогического процесса подчеркивают подчинение всех состав­ляющих его процессов единой цели.

2. Движущие силы педагогического процесса.

Внутренней движущей силой педагогического процесса явля­ется разрешение противоречия между выдвинутыми требова­ниями и реальными возможностями воспитанников по их реа­лизации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное проти­воречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легки­ми. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело про­ектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные учебно-воспитательные задачи. В основе всего лежит мотивация деятельности учащихся.

3. Структура педагогического процесса.

Основными компонентами педагогического процессаявляют­ся: целевой, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.

На этом этапе происходит выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование дос­тижений, проектирование и планирование развития процесса.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса не­возможно без диагностики. Педагогическая диагностика - это исследователь­ская процедура, направленная на «прояснение» условий и об­стоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. В процессе диагностики собира­ется вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоя­тельствах.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных услови­ях.

Завершается этот этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом ор­ганизации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретным условиям.

Содержательно – деятельностный компонетнт можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы:

- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаи­модействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

- создание бла­гоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стиму­лирования деятельности школьников.

Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует свое­временному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Аналитико-результативный компонент включает в себя ана­лиз результатов и коррекцию педагогических задач.

В системе «педагогический процесс» происходит взаимо­действие определенных субъектов. С одной стороны, в качест­ве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой — в роли как субъектов, так и объектов выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, за­нятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Взаимную активность педагога и воспитуемого в педагоги­ческом процессе наиболее полно отражает термин «педагоги­ческое взаимодействие». Он включает в себя единство педа­гогического влияния, его активного восприятия, усвоения объектом, собственной активности воспитуемого, проявляю­щейся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). По­этому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педаго­гов и воспитуемых.

В ходе такого взаимодействия проявляются разнообразные связи между участниками педагогического процесса. Особен­но распространены связи в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные (их еще называют связями об­щения между воспитателями и школьниками).

Итак, в состав динамической системы «педагогический про­цесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смыс­ле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Дан­ная система имеет специфические процессуальные компонен­ты. Наиболее крупными из них и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам измене­ния образованности, воспитанности и развитости личности.

4. Закономерности педагогического процесса.

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогическо­го процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

Закономерностьдинамики педагогического процесса. Вели­чина всех последующих достижений ученика на всех последую­щих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достиже­ния, тем весомее конечный результат.

Закономерность развития личности в педагогическом процес­се. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управленияучебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирую­щих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомы­ми; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, пра­вильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий резуль­тат будет более весомым.

Закономерность единства чувственного, логического и прак­тики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логическо­го осмысления воспринятого и практического применения ос­мысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассу­док и действие.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­ренней (познавательной) деятельности. Эффективность педаго­гического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Пример: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любо­знательному, талантливому ученику может не повезти с воспи­тателем - при всем желании он ничему у него не научится.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1965

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.