Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 1. Конфликтология как наука

 

Предпосылки конфликтологических идей. Древнее время (Анаксимандр, Гераклит, Платон, Эпикур, Цицерон, Лао-цзы и др.). Средние века (Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.). Новое время (Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Клаузевиц и др.). Проблема насилия и конфликтов в религиозных учениях и в искусстве.

Зарубежная конфликтология. Две основные концепции человеческой природы. Их ключевые постулаты: 1) человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости предстают вынужденными реакциями на жизненные обстоятельства (опора на идеи Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса); 2) природа человека ирроциональна, а насилие и агрессия являются природными и естественными (опора на идеи Т. Гоббса, Ф. Ницше, З. Фрейда). Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Общая концепция социального конфликта (М. Вебер, Г. Зиммель). Социология конфликта и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Общая теория конфликтного взаимодействия (К. Боулдинг). Развитие конфликтологии в рамках психологической науки (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, К. Томас). Возникновение и развитие прикладной конфликтологии. Практика как источник конфликтологических идей.

Развитие отечественной конфликтологии.

1 период (до 1924г. (предтеча)). Зарождение и развитие конфликтологических идей как практическое знание принципов, правил и приемов поведения в конфликтах: проблема насилия и не­насилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамкахфилософии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период (1924г. – 1992г.). Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Кон­фликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социоло­гии. Конфликт интенсивно исследуется в других науках, однако междисципли­нарных работ нет.

Этот период в истории отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа:

- 1924–1935гг. Охватывает «первую волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

- 1935–1949гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране и мире.

- 1949–1972гг. Ежегодно публикуются работы по проблематике конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

- 1972–1992гг. Ежегодно публикуются не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению, по одной – в математике. Педагогике, психологии, политологии и философии. Предпринимаются попытки по разработке отечественной теории конфликтов.

3 период (1992г. – наши дни). Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начина­ет выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследова­нию и регулированию конфликтов.Появляется огромное количество публикаций. Лидером среди наук, изучающих конфликты, является психология.

Конфликтология как наука оформилась в XX столетии. Сегодня конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения. «Объект – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность существует независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего индивида в формах его деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества. Объектом познания той или иной науки выступает определённая область реально существующего мира, реальной действительности, То есть объект науки – это фрагмент реальной действительности» [2, с. 78-79]. Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен её главный интерес. «Предметом науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего учёным выделять те или иные стороны, закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Тогда предмет науки – результат осмысления объективной реальности» [2, с. 78-79]. Объектом конфликтологии являются всё разнообразие конфликтов, которыми наполнена жизнь прошлого и настоящего (или – конфликт во всех его проявлениях). Конфликты возникают, главным образом, при социальном взаимодействии. Если его понимать в широком смысле, то в него предлагается включать и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточном количестве работ, посвящённых различным аспектам проблемы биоэволюции (К. Лоренц, Р. Хайнд, Ю.М. Плюснин). Следовательно, в объект попадают и зооконфликты. Стремление глубокого осмысления мира человека привело к необходимости прояснения внутренних противоречий личности, что, в свою очередь, сделало внутриличностный конфликт неотъемлемой частью объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – размышление о том всеобщем, что характеризует возникновение, развитие и завершение любого социального конфликта (или – идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном – категорией конфликта). Фундаментальной целью конфликтологии является исследование всех конфликтов, интенсивное развитие конфликтологической теории. Прикладная целевая установка – создание системы конфликтологического образования в стране.

В теории и практике конфликтологических исследований сло­жился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов на осно­ве анализа большого объема литературных источников считают возможным выделить следующие вопросы, постановка и решение которых образуют область интересов конфликтологов: сущность социального конфликта; классификация, эволюция, генезис, структура, функции, информация в конфликте, динамика, диагностика, предупреждение, завершение конфликтов.

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей наук, изучающих конфликт:

- военные науки,

- география,

- искусствоведение,

- исторические науки,

- медицина,

- педагогика,

- политология,

- правоведение,

- психология,

- социобиология,

- социология,

- технические науки,

- физико-математические науки,

- филология,

- философия,

- экономика.

В каждой из отраслей разработаны и развиваются свои поня­тийные схемыописания конфликта. Инеграция отраслей должна осуществляться на основе принципа равенства. Вместе с тем роль не главной, но системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется следующим:

- психология – единственная наука, изучающая все типы конфликтов;

- объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней;

- психологи занимают выраженное лидирующее положение по объёму исследований конфликта;

- только в психологии в 1992г. поставлена, а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке шестнадцати наук.

Конфликтология, как сравнительно молодая наука, объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии: анализ продуктов деятельности, наблюдение, эксперимент, опрос, интервью, экспертный метод, социометрию, тестирование. Следует обратить внимание на методы инновационных и деловых игр. Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.

Основная использованная литература

1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).

2. Галагузова М.А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы : научно-практическое пособие / М.А. Галагузова. – Екатеринбург: «СВ-96», 2011. – 256с.

3. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»)

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:515

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.