Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Объект и предмет конфликтологии

Анализ причин конфликта

Признаки социального конфликта

Сущность конфликта

Возникновение и развитие конфликтологии

Объект и предмет конфликтологии

Курс лекций

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Филиал Вятского ГГУ в г. Вятские Поляны

«Утверждаю»

Директор филиала

_________/О.А.Ершова/

 

 

 

Для специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»

061100 «Менеджмент»

Форма обучения: заочная

 

Разработал: Назаров Владимир Михайлович,

кандидат социологических наук

 

Рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методического совета ________,

Протокол №

 

 

г. Вятские Поляны

 

2009 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Введение в теорию конфликта

Тема 2. Структура, динамика и функции конфликтов

 

Тема 3. Внутриличностные конфликты

 

Тема 4. Межличностные конфликты

 

 

Тема 5. Межгрупповые конфликты.

Тема 6. Управление конфликтами.

 

Курс лекций Назарова В.М. по конфликтологии

Тема 1. Введение в теорию конфликта

1.5. Причины социального конфликта

Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или, помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?

Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т. д. «Все счастливые се­мьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчаст­лива по-своему», — так начинается роман Л. Толстого о траги­ческом жизненном конфликте Анны Карениной. Конфликты, подобно несчастливым семьям, непохожи друг на друга.

Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две ми­ровые войны, более 200 крупномасшабных войн, локаль­ные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошедшем 20-м столетии до 300 млн. человеческих жизней. Внутриполитическая борьба - один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым миро­вым лидером не только по людским потерям в конфлик­тах, но и по другим их разрушительным последствиям: ма­териальным и моральным. Конец столетия поставил Рос­сию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфлик­ты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты бу­дут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого.

Все это тем более необходимо, что развал тоталитарного ре­жима и всеохватывающие социально-экономические, политические и духовные трансформации на огромных пространствах СНГ приот­крыли закупоренные дотоле социальные клапаны, вследствие чего социальные потрясения, напряженность, конфликты выплеснулись на поверхность общественной жизни.

Их увеличивающееся разнооб­разие (от межнациональных до бытовых) и масштабность, их прак­тическая повсеместность втягивают в орбиту конфликтных ситуа­ций, а часто и конфликтных действий представителей всех групп населения, включая, разумеется, и молодежь, студенчество.

Более того, в обществе, переживающем сложный и противоречивый транс­формационный процесс, связанный с переходом от тоталитарной сис­темы к либерально-демократической, социальное пространство воз­можных конфликтных ситуаций существенно расширяется.

Подводя итог сказанному, следует особо подчеркнуть, что в любых человеческих сообществах - территориальных, профессио­нальных, государственных, субкультурных и т.п. - взаимодействуют друг с другом социальные группы и общности, интересы, потребно­сти и цели которых совпадают отнюдь не всегда, а часто расходятся, причем нередко - радикально.

Из таких расхождений, детерминиро­ванных множеством различных факторов - экономических, полити­ческих, психологических, этнических и др., - и возникают разнооб­разные коллизии, достаточно часто оборачивающиеся конфликтами. Они способны порождаться множеством причин:

-недостаточным пониманием интересов и намерений партнера,

-различиями между людьми в их планах, интересах и оценках,

-неверными предполо­жениями в отношении чьих-либо действий,

-противостоянием в ситуациях соперничества,

-ограниченностью жизненно важных ре­сурсов или желаемых благ и т.п.

В соответствии с многообразием причин возникновения конфликтных ситуаций существует боль­шое разнообразие и в способах их преодоления или разрешения. Если конфликт связан, например, с различием в интересах и жиз­ненных планах, то наиболее подходящим и безболезненным спосо­бом его разрешения будет поиск компромисса, в той или иной сте­пени устраивающего обе конфликтующие стороны.

Следует также иметь в виду, что по своим внешним проявле­ниям конфликты могут выступать кик межличностные, межгрупповые и т.п. столкновения, причем далеко не всегда легко распознать их действительные причины, содержание и значение. А распознавать все это необходимо. И не только потому, что бескон­фликтных обществ и социальных групп, включая самые малые из них, например, семью, не бывает. Но и потому, что при вниматель­ном и вдумчивом отношении к конфликтам они могут быть обра­щены в некоторые дополнительные возможности развития данной личности, общности и т.п., а те, в свою очередь, могут и должны быть использованы для личностного, межличностного и организаци­онного совершенствования.

Если к конфликту относиться не только как к неизбежному злу или помехе, но, скорее, как к необходимому атрибуту нормаль­ного социального развития, то нетрудно обнаружить в нем пози­тивные моменты.

Понимание его как дополнительной возможности саморазвития соответствующей социальной системы - будь то лич­ность, семья, производственный коллектив, субкультурная или тер­риториальная группа и т.п. - может подсказать, что необходимо исследовать в самом себе, в семейных взаимоотношениях, в сотруд­ничестве членов коллектива или группы, а тем самым нащупать те барьеры, которые сдерживают более эффективное использование имеющихся ресурсов для поддержания данной системы в состоянии стабильности, динамического равновесия и саморазвития.

Но такой подход предполагает анализ социальной анатомии конфликта - его истоков, причин, поводов, способов противостояния соперничающих сторон, путей преодоления или разрешения и т.п. А все это входит в компетенцию того бурно развивающегося инте­грального направления в современной системе социального и гума­нитарного знания, которое получило известность как теория кон­фликтов, или конфликтология.

Проблемная ситуация здесь состоит в том, что многообразная, чрезвычайно разветвленная и охватываю­щая все сферы общественной и личной жизни, подчас причудливо хаотичная область социальных конфликтов, требующая вдумчивого и серьезного внимания к себе, породила в последние полтора - два десятилетия общественную потребность в систематическом и целе­направленном изучении различных типов конфликтных противодей­ствий. Ответом на эту потребность стало формирование новой спе­цифической отрасли научных знаний - конфликтологии.

Конфликтологиякак зарождающаяся и пока еще формирующая свой особый объект изучения, предмет теоретического анализа и эм­пирически-практических решений отрасль научного знания представ­ляет собой интегративное формирование, опирающееся на синтез социологических, психологических, педагогических, политологиче­ских и юридических знаний.

Конфликтология - это наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов, методах и способах их разрешения и предотвращения, преодоления их отрицательных последствий и использования кон­структивных элементов в целях совершенствования соответст­вующих социальных систем (общностей, организаций, учреждений, институтов и др.), повышения эффективности их деятельности.

Конфликтология не только изучает возникновение и развитие кон­фликтов, способов конфликтного противодействия индивидов и групп, но и ориентирует на успешное предотвращение конфликтных ситуаций, на эффективное разрешение противодействий в процессе совместного общения и деятельности.

Одна из отличительных особенностей конфликтологии как науки состоит в том, что она в своей прикладной части способна стать своеобразным введением в искусство ведения диалогов и споров, предотвраще­ния и разрешения конфликтов. Дело в том, что даже глубокое и всестороннее знание причин, особенностей, форм возникновения и разрешения конфликтов неспособно привести к практическому разрешению в конкретной ситуации общения и взаимодействия. А совокупность теоретических представлений о сущности, типах, при­чинах конфликта, способах его разрешения или предотвращения, превращающаяся в умение реализовать, воплотить эти представле­ния и знания в практические умения и навыки по разрешению кон­фликтных противоборств составляет то, что можно и нужно назвать социальной технологией разрешения конфликтов.

Перевод же теоре­тических знаний о конфликтах в реальную социальную технологию их предотвращения и разрешения еще более актуализирует значи­мость конфликтологии как специфической отрасли знания и практи­ческого действия, способствующей превращению деструктивной энергии озлобленного противоборства в созидательную энергию взаимопонимания и сотрудничества. Использование социальной технологии разрешения конфликтов позволит квалифицированному специалисту превратить проблему противодействия, осложняющего жизнь общности или общества, в новые возможности и перспективы социального развития.

Наше незнание законов возникновения, развития и разрешения конфликтов только за последние десятилетия оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Сегодня, похоже, не только наша страна, но и многие регионы мира вновь стоят перед выбором: как преодолеть экономический или политический кризис, насилие или ненасилие, революция или эволюция, поиск согласия, компромисс или применение силы?

Но че­ловечество за свою историю накопило огромный опыт, как в завязывании, так и в разрешении самых разнообразных кон­фликтов — от детских ссор до мировых войн. Изучение и обоб­щение этого опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования — конфликтологии.Возможно, XXI век поставит человечество перед альтерна­тивой: либо он станет веком конфликтологии, либо он бу­дет последним веком в истории цивилизации.

Конфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения.

Ее объектомявляется конфликт во всех его формах, а предметом — размышления о том всеобщем, что характеризует возникновение, развитие и заверше­ние любого социального конфликта, т.е. природа и закономерности конфликтного взаимодействия.

Следует отметить, что эти размышления весьма противоречивы и разнообразны. Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления.

Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное об­щество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов, — это кладбище. «Если в вашей жизни нет конфликтов, — иронически замечает один из американских конфликтологов, — проверьте, есть ли у вас пульс» [20].

Другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт — это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент. Один из совре­менных отечественных авторов считает, что место конфликта в обще­нии не является необходимым и поэтому с ним нужно вести последо­вательную, ненасильственную борьбу, постепенно освобождая общение от конфликтов [25].

Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, последняя точка зрения выглядит как уто­пичная, а ее сторонников становится все меньше. Но независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нуж­но тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регу­лированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня вокруг реше­ния следующих основных теоретических задач:

выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников;

определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов;

установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.
Как видно, эти задачи носят не только теоретический, но в значи­тельной мере и практический, прикладной характер.

Задачиконфликтологии - не только познавательно-теорети­ческие, но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами.

Ныне во всем мире в различных учеб­ных заведениях читаются курсы конфликтологии. Есть и спе­циальные учебные заведения, готовящие профессионалов - конфликтологов. В нашей стране также конфликтология введена как особая дисциплина в учебные программы ряда вузов, развер­тывается и обучение специалистов в этой области.

Хотим мы того или нет, нравится ли нам или не нравит­ся, но конфликты в нашей жизни неизбежны, поэтому остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они спо­собны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу. А для этого необходимо знать, что делать с конфликтом, чтобы он не портил нашу жизнь:

как предотвратить конфликт, грозящий погубить мир и добрые отношения между людьми, затянуть нас в бесконеч­ную череду дрязг, интриг и беспощадных битв, опасных для здоровья и жизни;

как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его на­кал и сделать связанные с ним переживания менее болез­ненными;

как завершить конфликт с наименьшими потерями, а мо­жет быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разре­шения.

Это - вопросы чисто практические. Но чтобы искать ответы на них, необходимо изучать конфликты. Этим и занимается кон­фликтология. Она призвана изучать конфликты и искать спосо­бы их урегулирования.

Стоит отметить, что конфликтология рассматривает конфликт как понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодей­ствию людей.

Это необходимо иметь в виду, ибо никому не запрещено упот­реблять слово «конфликт», как и любые другие слова, в перенос­ном смысле, придавать ему более широкое или более узкое значе­ние. Иногда говорят о конфликтах, не имеющих отношения к че­ловеку: «конфликт технических устройств», «конфликт между компьютерными программами», «конфликт между видами живых организмов» (травоядными и хищниками, например). Вряд ли це­лесообразно видеть здесь какое-то «неправомерное» словоупотреб­ление. Если понятно, что подразумевается под словом «конфликт» в подобных случаях, то все в порядке. Это, однако, не те конфлик­ты, которые изучает конфликтология.

Можно встретиться и с вы­ражениями вроде «конфликт между теориями», «конфликт идей», «религиозный конфликт». Если при этом речь идет о соотноше­нии между теориями, идеями, религиями самими по себе, как не­кими безличными объектами, то конфликтология тут оказывает­ся не удел. Проблемы, которые ставятся в такой плоскости, решаются с помощью специальных методов научного исследования, логики, богословия, анализа текстов. Но за «конфликтом» между соперничающими теориями, идеями, религиозными взглядами всегда стоит борьба между людьми, которые их выдвигают и отстаивают.

Вот эта борьба и есть конфликт, который входит в сфе­ру интересов конфликтологии. Она рассматривает не отношения между человеческими представлениями и суждениями, а поведе­ние и взаимодействие людей при столкновении их представле­ний и суждений.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:557

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.