Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция 4.

Методы исследования конфликтов.

План.

1.Методологические основы конфликтологии.

1).Методологические принципы исследования конфликтов.

2).Системный подход к изучению конфликтов.

3).Универсальная понятийная схема описания конфликта.

4). Этапы анализа конфликтов.

5). Программа конфликтологического исследования.

 

Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую, не получит ценных, точных знаний.

Если теория является обобщенным и системно представленным результатом процесса познания, то методология определяет верные способы получения знания.

В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов.

 

 

В интересах обеспечения результативного исследования конфликтов важно использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии: философском, общенаучном и конкретно-научном. К философским и общенаучным относятся следующие семь принципов изучения конфликтов.

Принцип развития. В наиболее общем виде он сформулирован Ф.Энгельсом: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу».

Все непрерывно развивается и изменяется не только от простого к сложному, низшего к высшему, но и наоборот.

Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным. Знание закономерностей эволюции конфликтов помогает гораздо более глубоко понять содержание актуальных конфликтов и давать более точный и долговременный прогноз возможных вариантов развития.

Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также находится в непрерывном изменении, т.е. имеет свою динамику. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что ранее он был иным и неизбежно будет изменяться в последующем.

Принцип всеобщей связи. Познавательный смысл этого принципа заключается в том, что, изучая конфликт, необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать максимально большее количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами. Полностью исследовать все взаимосвязи конфликта со средой, в которой он развивается, и внутри его, естественно, невозможно, таких связей бесчисленное множество. Однако важно учесть характер хотя бы основных связей, поскольку их потеря может привести к существенным упрощениям в понимании явления. Это в свою очередь отрицательно скажется на качестве практических рекомендаций.

Принцип соблюдения законов диалектики. Методологическую роль в процессе изучения конфликтов всех уровней выполняют основные законы и парные категории диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон. Сил, тенденций.

С точки зрения действия этого закона, например, конфликты, возникающие, развивающиеся и разрешающиеся в организациях, сами по себе не являются только негативным явлением. Они объективны и более того, служат одной из движущих сил развития организаций. В реальной жизни практически не встречаются организации, в которых бы полностью отсутствовали конфликты. Если мы узнаем, что в каком-то коллективе нет конфликтов, то это не значит, что их в нем действительно нет. Как правило, в этом случае просто отсутствует информация о конфликтах, скорее всего они протекают скрыто.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними. Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого – к сложному, от низшего – к высшему, от одного – к другому.

Парные категории диалектики, такие, как материя и движение, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики. В процессе научного познания этот принцип раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания.

Нарушение оптимального соотношения и логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики в процессе конфликтологического исследования приводит к заметному уменьшению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

Важной проблемой конфликтологического исследования является логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов. Конфликтология будет развиваться более динамично, если проводить исследования следующим образом.

На каждом из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управленческом) конфликтология прибегает к построению содержательных моделей трех типов:

1) теоретических (концептуальных) – КМ;

2) процедурных (методов науки) – ПМ;

3) эмпирических (достоверное эмпирическое знание) – ЭМ.

Модели всех трех типов должны быть тесно связаны между собой. Трудно и практически невозможно строить концептуальные модели без обоснования процедурных и эмпирических моделей. Важно не сводить изучение конфликтов к анализу бумаг или мнений, отражающих эти явления. Наиболее ценная и достоверная информация может быть получена лишь при непосредственном изучения реальных конфликтов в реальной жизни.

Особое место практики в процессе познания связано с тем, что она является источником наших знаний, поскольку все проблемы, нуждающиеся в разрешении, а следовательно, и в познании, конфликтолог находит в практике реальной жизни, практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также конечным результатом познания.

Принцип системного подхода. Анализируя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать прежде всего не в этих элементах, а в самой системе.

Принцип конкретно-исторического подхода. Он показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий, в которых они развиваются: места, времени, конкретной сложившейся обстановки в конкретном коллективе.

Каждый конфликт уникален по своей природе. В мире некогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых конфликтов. Принцип конкретно-исторического подхода ориентирует конфликтолога на поиск этой уникальности. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже изменяющихся для конфликтов подобного вида. Общее и особенное для конфликтов всегда проявляется в виде единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии.

Принцип объективности. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями.

Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования принципа объективности.

В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на рассмотренные семь философских и общенаучных принципов поведения исследований, учитывать пять методологических принципов самой конфликтологии: междисциплинарности, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, поиска скрытого содержания конфликтов.

Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, методами и результатами проведения исследований, используемыми во всех отраслях конфликтологии.

Конфликт – явление междисциплинарное. Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех отраслей конфликтологии. Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе готова выполнить психология.

Принцип преемственности. Этот принцип требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходимость знания отечественными конфликтологами истории в первую очередь отечественной, а уж затее зарубежной конфликтологии. Нация, лишенная самобытоности, не может быть великой. Точно также не может быть не только великой, но даже самостоятельной наука, не знающая своей отечественной истории, заимствующая исходные принципы, основные теоретические концепции главным образом из работ западных конфликтологов. Копия всегда бледнее оргинала.

Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы отечественных конфликтов на основе западных подходов. Характер социального взаимодействия у нас веками отличался от западного. Наши конфликты другие по сравнению с западными. Для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории. Тем более сейчас, когда каждый порядочный человек видит катастрофические последствия прямого переноса западных экономических теорий на нашу родную почву.

Тем более, отечественный опыт практического регулирования реальных конфликтов насчитывает почти два тысячелетия. Он гораздо богаче аналогичного опыта любой европейской страны. Американский опыт последних двухсот лет успешнее нашего, но в десятки раз беднее его. Поэтому только на основе отечественных исследований можно дать работающие рекомендации по регулированию отечественных социальных конфликтов.

На практике же наши отечественные конфликтологи высшей квалификации используют лишь одну десятую часть того, что сделано их предшественниками в той науке, которую они представляют. Следовательно, состояние конфликтолгических исследований не территории СНГ пока неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа отечественной конфликтологии.

Актуальность принципа междисциплинарности и преемственности в будущем, возможно, будет уменьшаться. Однако в ближайшие 10-20 лет соблюдение этих принципов должно стать важнейшим условием успеха в работе конфликтологов. Создание системы конфликтологического образования на территории СНГ может частично решить проблему усиления междисциплинарного взаимодействия отраслей конфликтологии и их преемственности.

Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику. Сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному регулированию.

Принцип эволюционизма требует от конфликтолога знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности. Продолжительность макроэволюции конфликтов составляет около 500 млн. лет. За такое длительное время естественно сложились определенные тенденции изменения конфликтов. Они пока не изучены. Высказаны длишь гипотезы в отыскании некоторых тенденций.

Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. Выявление и учет этих тенденций вне всякого сомнения позволит более глубоко понять суть всех конфликтов, происходящих сегодня. Это в свою очередь дает возможность.

При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития. Длительные конфликты помимо динамики всегда имеют свою эволюцию. Относительно краткие конфликты также имеют обычно эволюционные, т.е. существующие задолго до начала конфликта предпосылки его возникновения в будущем.

Принцип личностного подхода. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.

Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются.

Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными личностными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, приникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтов. Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликтов не ограничивался изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находит скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия.

Поиск скрытого содержания конфликтов означает:

- необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов;

- важно обнаружить осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах;

- необходимо находит не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах.

Образно говоря, конфликты вообще и конкретные конфликты в частности, представляют собой «айсберг», у которого доступная наблюдению часть составляет 10%, а 90% скрыто под водой. Принцип поиска скрытого содержания конфликтов предостерегает конфликтолога от поспешных выводов и рекомендаций, делаемых на основе анализа обширной, но поверхностной информации. Суть конфликта обычно не лежит на поверхности. Пока объем скрытой информации, добытой конфликтологом, не превысит в несколько раз объем очевидной, общедоступной информации, рано говорить о понимании конфликта и возможности его конструктивного регулирования.

Рассмотрим возможность применения пяти принципов конфликтологии на примере конфликта в Чечне. Согласно принципу междисциплинарности объективная и глубокая оценка причин, динамики и последствий этого конфликта в принципе не может быть дана на основе только политического умозрительного анализа. Если верить СМИ, именно такой анализ лежит в основе большинства решений, принимаемых руководителями в ходе регулирования этого конфликта. Без участия психологов, социологов, экономистов, историков, этнографов и др.ученых, специалистов-практиков разработать эффективную программу его разрешения невозможно.

Принцип преемственности является в большей степени принципом внутреннего развития конфликтологии. Вместе с тем соблюдение принципа преемственности в регулировании чеченского конфликта означает, во-первых, принятие решений на основе знаний, которыми уже обладает отечественная конфликтология в отношении конфликтов подобного рода. Во-вторых, необходимо дорожить опытом людей, участвующих в регулировании этого конфликта. Их знания особенностей конфликта и полученный ими опыт бесценны. Руководители любого ранга должны меняться на других только в случае крайней необходимости.

Принцип эволюционизма требует знания и учета опыта урегулирования конфликтов подобных чеченскому, в процессе всей известной истории человечества. Таких конфликтов в другое время в других странах были сотни. Использование знаний о них намного повысит результативность разрешения конфликта в Чечне. Важно также проследить эволюцию межнациональных отношений и конфликтов на Кавказе за последние 300 лет. Многие корни и корешки нынешнего чеченского конфликта лежат в глубине веков.

Принцип личностного подхода ориентирует конфликтолога на выявление ключевых фигур, оказавших и оказывающих решающее влияние на возникновение и развитие конфликта в Чечне. Таких людей не больше 50-70 с каждой из противоборствующих сторон. Еще 30-40 человек, которые могут повлиять на ход событий, находятся за границей. От этих людей, конечно, зависит не все. Но все же они могут сделать многое. Важно определить, кто эти люди, каковы их личные интересы в чеченском конфликте, что они представляют собой как личности, каковы их направленность, образование, жизненный опыт и т.п. Понимание движущих сил конфликта, а главное, его урегулирование во многом зависят от того, насколько глубоко мы знаем личностные особенности всех ключевых действующих лиц чеченского конфликта. Важным требованием личностного подхода является поиск путей влияния на людей, оказывающих решающее влияние на ход конфликта.

В чеченской войне проявляется важность и практичность принципа поиска скрытого содержания конфликта. Никакому рациональному объяснению поведение большинства его главных участников не поддается. Лидеры чеченцев искренне хотели свободы и лучшей жизни для своего народа. В результате их действий достигнуто прямо противоположное. Экономика республики разгромлена, люди живут в страхе и нищете, с остервенением убивают друг друга. Вместо рывка вперед республика отброшена на столетие назад.

Кремль поддерживал приход к власти Д.Дудаева, затем А.Масхадова. рассчитывая иметь в их лице надежных союзников. В результате получено прямо противоположное. Лидеры сепаратистов организовали войну с частями Российской армии, в которой прослужили лучшую часть своей жизни, получив звания генерала и полковника соответственно. Оба. Между прочим, имели по марксистско-ленинской подготовке отличные оценки.

Трудно понять чеченский конфликт, не определив скрытую роль в нем Б.Ельцина, А.Лебедя, московских сторонников лидеров Чечни, Б.Березовского, Р.Аушева, руководителей вакхабитов, ЦРУ, талибов, руководства Грузии и т.п. Важно обнажить скрытые геополитический, экономический, религиозный, психологический и др.смыслы данного конфликта.

Даже поверхностный анализ показывает, что ни один из пяти принципов конфликтологии при регулировании конфликта в Чечне не учитывается. Поскольку чудес не бывает, при таком качестве принимаемых решений прогноз развития событий в этом регионе скорее неблагоприятен.

О системном подходе к изучению конфликтов. Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует конфликтолога на раскрытие целостности конфликта как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, максимально разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты. Системный подход исторически пришел на смену широко распространенных в 17-19вв. концепциям механицизма. Он разрабатывался в интересах исследовании сложных, многоуровневых, иерархических, развивающихся объектов. Такие объекты трудно изучать, опираясь только на принципы развития всеобщей связи, конкретно-исторический подход и др. Конфликт относится к такому классу явлений, в исследовании которых крайне желательно использование системного подхода или хотя бы его элементов.

Принцип системного подхода предполагает:

- рассмотрение изучаемого явления как системы, как отграниченного множества взаимодействующих элементов;

- определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;

- выявление внешних связей системы, выделение из них главных;

- определение функции системы, ее места и роли среди других систем;

- обнаружение закономерностей и тенденций развития системы.

Системный подход наряду с общей теорией систем составляет методологическую и теоретическую основы системного анализа.

При исследовании конфликтов целесообразны следующие основные виды системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный.

Системно-структурный анализ конфликта заключается, во-первых, в рассмотрении его как целого, состоявшего из системы подструктур, которые в свою очередь состоят из элементов, не разлагаемых на подструктуры. Во-вторых, любой конфликт входит в качестве подсистемы в системы в систему более высокого уровня. Системный структурный анализ включает в себя этапы:

- определение пространственно-временных и содержательных границ конфликта как целого;

- выявление возможно большего числа подструктур и элементов, составляющих структуру конфликта;

- группирование элементов в обоснованное число подструктур;

- установление иерархии подструктур и элементов, в которой нижние уровни подчинены высшим;

- выявление всех основных подструктур в системе, подсистемой которой является исследуемый конфликт, и места последнего в структуре системы более высокого уровня Структура конфликта имеет «матрешечное» строение и на сегодняшний день изучена в самом общем виде.

Системно-функциональный анализ конфликта состоит во-первых, в определении всех основных взаимосвязей конфликта с внешней средой, в которой конфликт развивается, во-вторых, в выявлении характера и способов воздействия одних элементов о подструктур конфликта на другие.

Системно-генетический анализ конфликта нацелен на исследование движущих сил эволюции, развития и динамики конфликтов. Он состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты.

4.Универсальная понятийная схема описания конфликта. Системный подход к исследованию конфликта предполагает определение общий для различных наук понятийной схемы его описания. Разработка собственного понятийно-категориального аппарата, постоянное его развитие, приведение в соответствие с практикой – одна из важнейших задач конфликтологической теории. Развитие общей и частных теорий конфликта выражается главным образом в расширении и углублении понятийных схем описания этого явления, в переходах от одних понятий к другим, фиксирующим более глубокую сущность конфликта, ранее не изученные его стороны.

В каждой из отраслей конфликтологии разработаны и развиваются свои понятийные схемы описания конфликта. Их качество определяется временем и интенсивностью исследования конфликта в той или иной науке. Конфликт как самостоятельное явление в социологии изучается с 1924г., а в военных науках с 1988г.

В психологии впервые понятийная схема описания была предложена социальным психологом Л.А.Петровской. эта схема включала четыре категориальные группы, характеризующие социально-психологический уровень анализа конфликта: структура конфликта, его динамика, функции и типология. В дальнейшем А.Я. Анцупов расширил схему до семи групп понятий: сущность; генезис конфликта; классификация; функции; структура; динамика; методы изучения конфликта. Затем им же была предложена система, включающая одиннадцать понятийно-категориальных групп описания конфликта.

Для всех наук, изучающих конфликт, можно предложить следующий вариант понятийно-категориальной схемы его описания. Она включает одиннадцать основных категориальных групп: сущность; классификация; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предупреждение; завершение конфликта; диагностика и исследование.

4).Этапы анализа конфликтов. Многовековая история науки показывает, что процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из нескольких этапов. Их знание, соблюдение требований логики научного исследования позволят ему повысить результативность работы. Известно восемь основных этапов анализа конфликтов.

1.Составление программы, достаточно подробного, всестороннего и завершенного теоретического обоснования методологических подходов и методических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа – стратегический документ изучения, его обязательный начальный этап. Она играет важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей.

2.Определение конкретного объекта изучения (выборка). Конфликтолог, как правило. Не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если. Например. Его интересует состояние конфликтности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации.

Этапы

1 этап --- составление программы;

2 этап --- определение конкретного объекта изучения (выборка);

3 этап --- разработка методики анализа конфликтов;

4 этап --- пробное исследование, доработка программы и методика;

5 этап --- сбор первичной информации;

6 этап --- качественная и количественная обработка собранных данных;

7 этап --- анализ и объяснение полученных результатов;

8 этап --- обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций.

Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокупность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации.

Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные подразделения, в которых конфликтолог реально анализирует состояние конфликтности взаимоотношений. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной и нформации выборка должна по объему как можно меньше отличаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интересах максимального сокращения времени, которого потребует изучение, а также материальных затрат выборка должна быть наименьшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т.е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Определение выборки - ответственный этап в изучении конфликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учитывать ее характеристики, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3.Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

4.Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы; особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; понимание адресованных вопросов; побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; достаточно точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возможные трудности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получит ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации.

5.Сбор первичной конфликтологической информации сопровождается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно полно реализовать программу анализа, изучит все то, что планировалось подвергнуть изучению. Не допустить искажения собираемой информации.

6.Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами. Но может и выходить за их рамки. На данном этапе основной метод – содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов, компьютерной техники.

7.Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодействия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8.Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций завершают процесс исследования. Для повышения эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

5. Программа конфиктологического исследования.Каждый изэтапов анализа конфликта важен для конечной цели анализа: получения новых существенных и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработке на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов. Тем не менее сегодня качество изучения в первую очередь определяется добросовестностью его программы. Недостаточно добросовестно разработанная программа изучения неизбежно приведет к ложным выводам, даже если конфликтолог будет отлично действовать на всех остальных этапах. Отсюда – необходимость более подробного рассмотрения порядка разработки программы исследования конфликтов. Опыт показывает, что составление программы нередко вызывает наибольшие затруднения у конфликтолога. И это естественно, поскольку четкая формулировка проблемы, логический анализ понятий, выдвижение гипотез и составление плана изучения требуют большой вдумчивости и кропотливой работы, важность которой на первый взгляд, можно недооценивать.

Программа представляет собой изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа тех или иных явлений (процессов) в конфликтном взаимодействии с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. Программа изучения наиболее фундаментально разработана в социологии.

Обоснование и формулировка проблемы анализа. Конфликтолог должен выбирать для изучения реальные проблемы, имеющие наибольшее значение для познания и регулирования конфликтов. Это обусловлено важностью проблемы конфликта для жизни человека и общества; необходимостью быстрого развития конфликтологии; малым числом профессиональных конфликтологов.

В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно больше точное отражение и сама проблемная ситуация, и определяющее ее реальное противоречие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Проблема не должна быть слишком широкой. Если не удается сразу достаточно четко сформулировать проблему, то это может быть сделано в дальнейшем по мере разработки других частей программы. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2079

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.